Сравнение общих учебных предпосылок и теста IQ
Результаты сравнения показали непохожесть теста Общих учебных предпосылок и теста IQ
Компания Scio, организатор Народных сравнительных экзаменов (НСЭ), по результатам которых принимает в этом году абитуриентов 50 факультетов различных Университетов, решила провести сравнительный анализ теста Общих учебных предпосылок. Который доказал его индивидуальность и отличие от других психометрических тестов.
Тест Общих учебных предпосылок (ОУП) от компании Scio — наиболее часто требуемый тест НСЭ и, вместе с этим, самым эффективным тестом в рамках приёмных экзаменов для поступления в чешские вузы. Содержание теста кардинально отличается от тестов на проверку полученных знаний.
Три части ОУП (вербальный, аналитический и количественный) с разных сторон подходят к проверке учебных способностей и знаний. Проверяются способности на содержательный анализ языка, ориентирование в тексте, логическая последовательность при обработке заданных условий, ориентирование в графическом изображении данных, способность оперативно оперировать данными и прочее.
Сравнение с тестом IQ
Похожие на ОУП тесты часто используются и за границей, но точных характеристик сравнения с другими психометрическими тестами до сих пор нет. Поэтому, компания Scio решила провести сравнительный анализ теста ОУП со стандартным тестом измерения IQ. Анализ проводился на основании результатов участников обоих тестов в рамках ОУП.
В рамках первого термина НСЭ, 6 декабря, участники получили возможность пройти как тест ОУП, так и тест IQ. Оба теста сдавало 290 участников, это количество бралось, как набор для проведения сравнительного анализа. Набор не был нормативным (не был заранее смоделирован), тест IQ мог пройти каждый, кто записался на тест ОУП.
Тест Общих учебных предпосылок.
Речь идёт о тесте компании Scio, который используется при поступлении в вузы для определения учебных предпосылок абитуриентов. В тест ОУП входит 105 заданий, разделенных на 3 части, на каждую часть участнику даётся 35 минут чистого времени, причём, оставшееся время из одной части нельзя использовать на другую. Три части теста ориентированы на вербальные, аналитические и количественные способности.
Тест IQ
Тест, стандартно проводимый компаниями Mensa в Чешской Республике и заграницей. Тестирование длится 40 минут и включает в себя 36 заданий. Этот тест не зависит от объёма полученных знаний, общественного положения, культурного и языкового развития. Тестируется способность находить логические связи между графическими символами.
Что было целью сравнительного анализа
Целью сравнительного анализа тестов ОУП и IQ было проведение корреляции (зависимости) результатов тестов ОУП и тестов IQ и расширение характеристики и восприятия теста ОУП. Предполагалось, что анализ покажет среднюю зависимость результатов обоих тестов. Это бы доказало частичное родство и, вместе с этим, исключительность теста ОУП, который общественность иногда ставит под вопрос. Также, результаты должны были бы дать сведения об отличии обоих тестов.
Результаты анализа
Предположения подтвердились — коэффициент корреляции составил 0,5, т.е. зависимость между результатом теста IQ и результатом ОУП небольшая (корреляция определяется по шкале от 0 до 1, причём, чем выше значение, тем больше корреляция), даже, если брать тест ОУП по частям.
Тест ОУП больше подходит для высшего образования
После анализа результатов, были названы возможные причины, почему корреляция между тестами ОУП и IQ «всего лишь» на уровне корреляционного коэффициента 0,5. Самая правдеподобная — влияние разницы направленностей обоих тестов.
Если в случае теста ОУП речь идёт о заданиях, основанных на языковой или цифровой символике коммуникационной величины в рамках обычного (и учебного) способа передачи информации, то в тесте IQ — об отслеживании способности распознать абстрактную символику, которая не представляет собой конкертного значения или величины.
Другими словами тест ОУП с точки зрения своей направленности — комплексный, исследующий несколько различных видов способностей, содержит больше заданий. Тест IQ наоборот — содержит только один тип заданий (так называемые Равеновые прогрессивные матрицы трёх триад рисунков, в которых всегда отсутствует 1 рисунок, который дополняется с предложенных нескольких вариантов), измеряющий уровень общего интеллекта (фактор q). Тест IQ не работает со словами, числами, таблицами и графами, а только с рисунками.
По результатам этого анализа тест ОУП по сравнению с тестом IQ, при определении учебных предпосылок, более показателен. Тест IQ скорее определяет конкретные когнитивные способности и ничего не говорит каким образом их можно применить в учёбе.
Ситуация с похожими на ОУП тестами.
Очень интересен тот факт, что у теста Graduate Record Exam (GRE), используемого в США в подобных целях, как тест ОУП в Чехии, корреляция в сравнении со стандартным тестом IQ на подобном уровне, как и у теста ОУП. При введении ОУП в чешское языковое пространство, тест GRE брали, как образец.