Экономика Чехии

Экономика ЧехииСреди всех пост коммунистических государств Чехия обладает одной из наиболее стабильных и успешных экономических систем. Её основой является промышленность (машиностроение, электротехника и электроника, химия, пищевая промышленность и чёрная металлургия), строительство и сфера услуг. Доля сельского и лесного хозяйства, а также горнодобывающей промышленности незначительна и продолжает уменьшаться. Можете также ознакомиться с рубрикой: Новости экономики Чехии — сотни новостей и статей именно по данной теме.

Экономика Чехии: экскурс в историю

После падения социализма в 1989 году Чехия унаследовала от ЧССР бывшую структуру экономики, которая в новых условиях оказалась энергетически неэффективной, неэкологичной, устаревшей и неадекватной с отраслевой точки зрения. Непропорционально большую долю занимала черная металлургия на привозном сырье, тяжелое машиностроение и военная промышленность. Ассортимент производимых товаров значительно превышал объективные возможности страны, что вело к мелкосерийности производства и снижению его эффективности. Внешняя торговля подчинялась директивам СЭВ, ориентировалась на нужды СССР и по сравнению с развитыми странами была незначительной.

Еще до распада ЧССР (ЧСФР в последние годы) в 1990—1992 гг. были произведены некоторые принципиальные перемены — отмена централизованного регулирования большинства оптовых и розничных цен, введение свободы частного предпринимательства, ликвидация государственной монополии внешней торговли и т.п. 90-е гг. прошлого века отмечены значительными изменениями отношений собственности, в том числе и интеллектуальной собственности — были произведены т.н. малая и большая приватизация, а также возвращение собственности, национализированной после установления коммунистического режима в 1948 г. В результате доля государства в ВВП с 97% сократилась до менее чем 20%. Открытие страны притоку иностранного капитала вызвало прилив зарубежных инвестиций, по уровню которых на душу населения страна является бесспорным лидером не только в Центральной и Восточной Европе, но и в международном масштабе. Это помогло в относительно короткий срок осуществить реструктуризацию и модернизацию промышленности, а также развитие необходимой технической и вспомогательной инфраструктуры. Следствием перемен явилась переориентация экономики с СССР на Западную Европу.

В 1995 г. Чехия первой среди всех бывших социалистических стран была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития.

Вслед за начальными трудностями, вызванными распадом СЭВ, разделом страны и изменением структуры экономики и последующим ее ростом чешская экономика в 1997—1998 гг. испытала определенный кризис, выходить из которого она стала только с середины 1999 г. Результатом его был рост иностранной задолженности и скачок безработицы. Кризисные явления удалось преодолеть путем наращивания экспорта в страны рыночной экономики, прежде всего, Евросоюза (а в его рамках — Германии), привлечению зарубежных инвестиций и роста внутреннего потребления. После вступления в мае 2004 г. в состав ЕС экономический рост Чехии заметно ускорился и достиг 6-7% в год, несмотря на в значительной мере популистскую экономическую политику нескольких правительств социал-демократов. Доля промышленности в ВВП, достигавшая к 1990 г. 62%, уменьшившаяся вначале наполовину, в настоящее время растет и достигает 38%, что является достаточно редким явлением среди развитых стран. Черная металлургия и военная промышленность потеряли свое значение за счет автомобильной и электротехнической промышленности, благодаря развитию которых с 2004 г. Чехия имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса, несмотря на быстрый рост цен на импортируемые энергоносители (нефть и газ). По размеру внешней торговли на душу населения страна является одним из лидеров, опережая такие страны как Япония, Великобритания, Франция или Италия.

Экономика Чехии сегодня

Экономика Чехии сегодня на подъеме. Индекс экономической свободы Чешской Республики составляет 74,2 (из возможных 100), ее экономика прочно укрепилась на 24-й позиции по результатам 2024 года. Показатель превысил результат 2023 года на 0,9 балла, что подтверждается  заметными улучшениями в сфере свободы бизнеса, финансового состояния и государственных расходов. Чешская Республика занимает 13-ю позицию среди 44 стран европейского региона, и ее общий балл превышает средний по Европе и миру. Несмотря на рост количества популистских политических партий, новое правительство, как ожидается, продолжит политику, направленную на укрепление связей с ЕС, поддержку бизнеса и разумную фискальную политику.

Проведение предыдущими правительствами важных реформ во многих областях создало активный частный сектор. Процедуры запуска бизнеса в Чехии были упрощены в 2016 г., относительно эффективный налоговый режим способствует росту предпринимательства, а открытость для мировой торговли и инвестиций полностью соответствует заявленным демократическим принципам. В условиях, когда экономика близка к полной занятости, заработная плата растет на 5 процентов ежегодно в течение нескольких последних лет. Денежно-кредитная политика начала нормализоваться, когда в апреле 2017 года был отменен минимальный уровень обменного курса, существовавший более трех лет.  

Внося вклад в общую стабильность и конкурентоспособность, прочная правовая база в Чехии обеспечивает эффективность судебной системы и прозрачность работы органов власти.

Налоговая политика Чехии

Налоговая политика Чехии достаточно лояльна к бизнесу. Индивидуальная ставка подоходного налога у физ. лиц составляет 15%, а стандартная ставка налога на прибыль у фирм составляет 21%. Другие налоги включают налог на добавленную стоимость и налоги на наследство. Общая налоговая нагрузка составляет 33,5 % от общего внутреннего дохода. За последние три года государственные расходы составили 41,4 % от общего объема производства (ВВП), а дефицит бюджета в среднем составил 0,8 % от ВВП. Государственный долг эквивалентен 37,7 % ВВП.

Торговля Чешской Республики

Торговля Чешской Республики чрезвычайно важна для экономики страны. Средняя применяемая тарифная ставка составляет 1,6 %. Несмотря на то, что нетарифные барьеры препятствуют некоторой торговле, в целом государственная политика не оказывает существенного влияния на иностранные инвестиции. Относительно хорошо регулируемый финансовый рынок продолжает стабильно расти. Конкурентоспособный и устойчивый банковский сектор предлагает широкий спектр финансовых продуктов.

Галерея