Усти — над — Лабем, Чехия
Усти-над-Лабем (по-чешски – Ústí nad Labem, по-немецки – Aussig an der Elbe) — уставной город на северо-западе Чехии, центр Устецкой области и района Усти-над-Лабем. До 1990 года здесь находился также областной национальный комитет Северо-Чешской области. Этот город занимает седьмую ступень среди крупнейших городов Чешской Республики.
Название города, с учетом его положения при слиянии двух рек, произошло от старочешского слова ústí (в переводе «устье»). В немецком языке, как минимум с XV века, используется видоизмененное название Aussig an der Elbe.
В латинских хрониках первое упоминание о городе, называвшемся Vsk super Albium, относится к 1368 году (в регистрах пражских бенедиктинцев Святого Йиржи). В регистрационных названиях Городской судебной и мемориальной книги, которая велась в 1438-1514 годах, город назывался Austia super Albea. Вначале записи в книге велись на латинском языке, с 1440 года некоторые записи были сделаны на немецком языке. С 1474 года начинают встречаться записи на чешском языке, а с 1490 года такие записи становятся преобладающими. В Книге заветов, которая велась в 1504-1585 годах, город именуется Ausigh super Albea, записи в ней чередуются на трех языках, причем, записи на чешском языке преобладают.
История
Пршемысловцы и предгуситский период
Областью со старейшей исторической традицией являются окрестности поселка Стадице, лежащего в долине реки Билины. Чешский летописец Космас приводит легенду об основании родом Пршемысловцев чешской королевской династии. Согласно его версии, именно здесь мифический Пршемысл Пахарь был призван оставить свой промысел для того, чтобы жениться на княжне Либуше и взойти на королевский престол. Пршемысловцы правили чехами примерно с 800 года до 1306 года. Пршемысл Отакар II присвоил Усти статус города вероятно в середине XIII века. Привилегии, которые город получил от своего основателя, подтвердил и расширил Ян Люксембургский. Город руководствовался магдебургским законодательством, имел право заниматься судоходством и правом помилования.
Гуситские войны
В период гуситских войн город, занятый мейсенским маркграфом, был осажден гуситами. Наиболее ожесточенные военные действия происходили летом 1426 года в местности, которую с тех пор называют На Бегани. Как само за себя говорит название, немецкие войска потерпели поражение. После этого городом Усти управлял Якоубек из Вржешовиц. Временные летописи свидетельствуют о том, что победители позволили немецкому населению и далее спокойно жить в городе. В отличие от ряда других королевских городов, Усти в период гуситских войн не получил никаких земельных наделов. В последующем периоде престиж города понизился.
Развитие во второй половине XVI века
Наибольшего расцвета город достиг во второй половине XVI века и в первом десятилетии XVII века. Благодаря тому, что город не принимал участие в безуспешном восстании против Фердинанда I в 1547 году, его не наказали и это помогло его экономическому прогрессу. Со второй половины XVI века в Усти, прежде всего вследствие притока населения, усилился немецкий элемент, который постепенно стал преобладающим.
Упадок после Тридцатилетней войны
Тридцатилетняя война, в которой город Усти подвергся семи нападениям, нанесла ему серьезнейший урон. Он явился одной из причин затяжного демографического кризиса, который продолжался более двух столетий. В последующие годы Усти-над-Лабем на протяжении длительного периода времени представлял собой лишь небольшой сельскохозяйственный центр с населением, не превышающим 2000 жителей. Это продолжалось вплоть дo 1830 года, когда вследствие бурного промышленного развития начался быстрый рост населения. Летом 1813 года в окрестностях поселков Хлумец, Пржестанов, Страдов, Жандов и Телнице произошло второе, после Аустерлица, сражение эпохи Наполеоновских войск на территории тогдашней Австрийской империи. 29-30 августа состоялась битва у Пржестанова и Хлумеца, сопровождавшаяся целым рядом военных столкновений местного значения, которые завершились 15-17 сентября того же года битвой у Варважова. О тех событиях напоминает несколько памятников.
Развитие в XIX веке
Стремительный индустриальный прогресс, наряду с расцветом речного, железнодорожного транспорта и развитием горнодобывающей деятельности в окрестностях города, имел серьезные негативные экологические последствия. Вместе с тем, экономический рост принес с собой много важных позитивных перемен. В 1800-1830 годах после долгих десятилетий стагнации были построены первые двадцать домов, большей частью на Скрживанке – в местах, известных под названием Угольный карьер (по-немецки Kohlbruch). Средневековые и ренессансные городские стены, которыми Усти-над-Лабем был окружен, в период 40-х годов XIX века были снесены. Письменные источники тех времен свидетельствуют о том, что жители Усти занимались сельским хозяйством, выращиванием винограда и огурцов, торговлей и перевозкой фруктов и угля по Лабе. Ремесла и промышленность в Усти были представлены выпуском тканей, красок, бумаги, переработкой сельскохозяйственной продукции и мелким домашним производством. В окрестностях города имелось 60 буроугольных карьеров.
Важную роль играл небывалый размах судоходства и судостроения. Здесь возникли два порта. Импульсом для начала регулярных речных перевозок стало прибытие в мае 1841 года парохода «Богемия» под руководством британского капитана Й.Растона. Весной 1845 года начались, а в 1851 году завершились работы по сооружению железнодорожной трассы Прага–Подмоклы–Дрезден.
В 1860 году в городе насчитывалось 7950 жителей, что по сравнению с 1840 годом означало вчетверо большую величину. В 1880 году, несмотря на войну и значительные потери, вызванные эпидемиями холеры, тифа и чумы, численность населения достигла 16524 человек. В критическом 1873 году, когда достигла пика волна холеры, в городе умирал каждый пятнадцатый житель. В годы эпидемий смертность населения превышала рождаемость, вместе с тем, однако, увеличивалась численность иммигрантов. В 1867 году возник новый пивоваренный завод, в котором до сих пор производится пиво под маркой «Златопрамен».
Первый мост через Лабу, предназначенный для железнодорожного транспорта, был сконструирован в 1872 году. Тем самым город получил возможность стать частью планировавшейся Берлинско-Багдадской железной дороги и связаться со многими важными городами. Через семь лет после окончания строительства железной дороги на Прагу началась эксплуатация трассы до Теплице, которую в 1870 году продолжили до Хомутова. Удобная железнодорожная, речная транспортная связь и расположенные недалеко источники энергии (в виде мощных месторождений бурого угля в непосредственной близости от города) способствовали его масштабной индустриализации.
В конце XIX века Устецкий речной порт на Лабе превзошел по объемам перевозки грузов даже адриатический порт Триест, считавшийся крупнейшим в Австро-Венгрии, став тем самым, важнейшим портом во всей монархии. В соответствии с итогами переписи населения, проведенной в 1910 году, численность населения в Усти-над-Лабем составила 40 тысяч человек. Это в 20 раз больше по сравнению с началом XIX века, когда в городе насчитывалось две тысячи жителей. Таким образом, Усти-над-Лабем – после Праги, Пльзеня, Чешских Бедеёвиц и Либереца – стал пятым по величине городом всей Чехии.
Межнациональный кризис, Вторая мировая война и социализм
Стремительный экономический прогресс оказал, однако, и негативное влияние в виде загрязнения окружающей среды и уничтожения исторических памятников. Произошло также обострение социальных и межнациональных конфликтов между чешским и немецким населением. В мае 1935 году под знаменами Судетской партии в Усти с провокационными призывами выступал Конрад Генлейн. На парламентских выборах за его партию было отдано большинство голосов (16494 из 28331, или 58%), партия получила большинство – 23 – депутатских мест. В рамках программы сооружения чехословацких оборонительных укреплений летом 1936 году в Усти-над-Лабем вдоль рек Билина и Лаба были построены объекты легких оборонительных укреплений. После заключения Мюнхенского соглашения город, будучи составной частью Судетского региона, 9 октября 1938 года был включен в состав Германского рейха.
17 и 19 апреля 1945 года бомбардировки союзной авиации сравняли пятую часть городского центра с землей, что привело к гибели более чем 500 человек. В 1945-1948 годах из региона было выселено более 53 тысяч немцев. На их месте поселились переселенцы из чешских земель, Словакии, Румынии и Советского Союза, что привело к коллапсу культурных, исторических традиций и снижению уровня образования жителей. 31 июля 1945 года в Усти произошло необъяснимое массовое уничтожение немецкого населения, при котором были убиты примерно 80-100 человек.
В 70-80-е годы развитие города сопровождалось масштабными, далеко не всегда продуманными перестройками, строительством гигантских транспортных коммуникаций, сооружением огромных, массивных объектов и обширных панельных микрорайонов в духе реального социализма.
В первой половине 90-х годов в развитии города проявились застойные явления. Несмотря на улучшение жизненных условий, Усти не избавился от дурной славы. Перемены наступили лишь в начале нового тысячелетия. Они начались с масштабной перестройки и реконструкции центра (в том числе ремонта Площади мира и прилегающих улиц, главного вокзала и пространства около него, застройки пустырей, возникших в ходе войны и во время социализма, возведения объектов спорта и культуры). После многих лет Усти, наконец, становится достойной метрополией Устецкой области.
География
Усти лежит при слиянии рек Лаба и Билина. С южной стороны он соседствует с Чешским Среднегорьем, с северной стороны – с Крушными горами. К западу от города находятся отроги Подкрушногорского массива с поверхностными угольными карьерами.
Сам город имеет выгодное географическое расположение – на перекрестке железных дорог, на главной автомобильной трассе Прага–Дрезден и на важном водном пути по Лабе. Город расположен в глубокой (до 400 метров) долине Лабы и на окрестных склонах. Котловину ограничивают две скалы (северная Марианская, юго-восточная Стржековская) и вершины (Ветруше на юге и Седло на востоке).