История Чехии в эпоху господства славянского быта (VI—XII века)

По записанному в XII веке Козьмой Пражским преданию, вождём Славян, пришедших на землю Бойев и Маркоман и остановившихся первоначально около горы Рипа, близ слияния Молдавы (Влтавы), Эльбы (Лабы) и Огры, был Чех, по имени которого потомки поселившихся славян стали прозываться чехами. В действительности славяне проникали в страну постепенно, оседая родами и племенами.

История Чехии в эпоху господства славянского быта (VI—XII века)

О племенном разделении чешских славян сохранилось мало известий. В середине страны обитали чехи, самое могущественное племя, которое постепенно подчиняло своей власти все прочие племена и дало им своё имя. Все остальные племена — лучане, седличане, литомеричи, дечане, лемузы, пшоване, хорваты, зличане, дулебы и др. — занимали земли вокруг территории собственно чехов. Из этих племён наиболее сильными были, после чехов, лучане, зличане и хорваты. Лучане обитали вдоль реки Огре и её притоков, на пространстве от Рудных гор до гор Шумавы. Ещё в начале XII века сохранилось воспоминание о племенном государстве лучан и разделении его на 5 округов. Хорваты и зличане занимали своими поселениями восточную часть страны и оставались независимыми ещё в X веке.

Каждое племя управлялось своими старостами или князьями. Разделённые на мелкие племена, чешские славяне во второй половине VI века и в начале следующего века находились под властью аваров, поселившихся около 562 года в Паннонии. Неудачный поход на Константинополь, нападения хазар и булгар пошатнули могущество аваров. Славянские народы поспешили свергнуть иго дикой орды. Борьба за независимость привела к созданию временного союза различных племён чешских славян. К этому союзу примкнули и другие соседние славянские народы. Возникший таким образом союз оказался настолько сильным, что попытка франкского короля Дагоберта завоевать земли чешских славян окончилась полной неудачей: франкское войско было разбито в трёхдневной битве при Вогастисбурге.

Известия о свержении аварского ига и победе над франками сохранены в той части хроники так называемого Фредегара, которая была написана около 658 года неизвестным лицом, проживавшим, как предполагают, в Меце. Согласно его рассказу, на 40-м году царствования Хлотаря II один франкский купец, по имени Само, явившись на землю славян, принял участие в борьбе против аваров, был избран славянами верховным вождём или королём и счастливо управлял ими в течение 35 лет. Союз чешских и других славян, возникший в силу необходимости, распался после того, как миновала опасность.

Объединение чешских славян и создание чешского государства является делом племени чехов, обитавших в центре страны. Главным их городом был Вышеград, а потом Прага, княжеский город, построенный вблизи земского Вышеграда. Первый чешский летописец Козьма Пражский, писавший в начале XII века, почерпал свои сведения об основании чешского государства из народных преданий и песен. По его словам, первым князем чехов был Крок. Дочь и наследница его, Любуша, вышла замуж за Пржемысла, простого пахаря, уроженца села Стадицы, на земле племени лемузов. Имена потомков и преемников Премысла, первых Пржемысловичей, Козьма Пражский передаёт в такой последовательности: Незамысл, Мната, Воён, Унислав, Кресомысл, Неклан, Гостивит и Боривой, который принял христианство. Следуя устному преданию, Козьма Пражский мог сообщить только имена этих князей и присоединить рассказ о борьбе Неклана, князя чешского, с Властиславом, князем племени лучан. Этот рассказ представляет собой воспоминания народа о борьбе чехов с соседними племенами и о стремлении чешских князей распространить свою власть в пределах Чехии. В начале IX века гегемония чехов над прочими племенами чешских славян уже существовала, что доказывается установлением со стороны Карла Великого ежегодной дани со всей Чехии в размере 500 гривен серебра и 120 быков, а также борьбой чешских славян против франкского государства во время вторжений в Чехию войск, посланных Карлом Великим (805—806). Притязания на получение дани и политическое подчинение Чехии были унаследованы восточнофранкским или немецким государством, но фактически осуществлены только впоследствии.

В 846 году Людовик Немецкий потерпел крупное поражение в Чехии, при возвращении из Моравии, где он на место Моймира посадил князем Ростислава; поэтому крещение в Регенсбурге 14 князей лучанского и других западных чешских племён не привело к основанию христианской церкви в Чехии. Есть основание думать, что эти первые князья-христиане были изгнаны из страны, когда в течение ряда последующих лет чешские славяне вели победоносную борьбу против немецкого государства, в союзе с моравским князем Ростиславом и его преемником Святополком. Союзнические отношения с моравскими князьями превратились в зависимые при Святополке, в пользу которого немецкий король Арнульф в 890 году отказался от своих притязаний на Чехию.

Политические связи с Моравией, где с 863 года началась просветительная и миссионерская деятельность славянских первоучителей Константина (Кирилла) и Мефодия, способствовали прочному введению христианства по славяно-восточному обряду: чешский князь Боривой и его супруга Людмила были крещены епископом Мефодием в Велеграде, при дворе князя Святополка. По возвращении в Чехию, князь Боривой поставил первый христианский храм в Левом Градце. Как только умер Святополк, основатель великоморавской державы, Спитигнев и Вратислав, сыновья Боривоя, поспешили сбросить зависимость Чехии от Моравии: в 895 г. они явились в Регенсбург, признали верховную власть короля Арнульфа, обязались платить дань по старине и согласились на подчинение церковной власти регенсбургского епископа. С этого времени в Чехии стал проникать латинский церковный обряд и усиливаться в ущерб славянскому.

Самый сильный и решительный удар церковным традициям славянских первоучителей нанесён был ещё Святополком Великоморавским, который враждебно относился к преподобному Мефодию, а после его смерти изгнал из своего государства его учеников и последователей, так как находился под влиянием немецкого епископа Вихинга. Тем не менее славянский обряд в Ч. удерживался ещё более 200 лет. Опорой этого обряда и просветительным центром кирилло-мефодиевских заветов был славянский монастырь на Сазаве, основанный св. Прокопом. Ещё в 1080 г. князь Вратислав хлопотал в Риме о разрешении в Ч. славянской литургии. Только в 1097 г. славянские монахи были разогнаны из Сазавского монастыря, и его заняли бенедиктинцы Бревновского монастыря. Разрывая связь с Моравией и Велеградской метрополией, чешские князья руководились исключительно политическими соображениями. Славянский обряд пользовался всеобщим признанием и уважением в стране. Святая Людмила, жена Боривоя и мать его ближайших преемников (Спитигнева и Вратислава) осталась верна славянскому обряду; по её желанию, старший её внук Вацлав был, прежде всего, обучен славянской письменности.

Князь Вратислав храбро и успешно отражал нападения на Чехию мадьяр, которым удалось разгромить великоморавскую державу, и прекратил платёж дани немецкому королю, пользуясь возникшими в Германии смутами. Начало правления его сына Вацлава было омрачено некоторыми событиями. Драгомира, мать князя, захватила в свои руки власть и приказала умертвить св. Людмилу, боясь её влияния на молодого князя. Вацлав вёл войну с Радиславом, князем племени зличан, главным городом которых была Любица, и заставил его признать верховную власть чешского князя. Справляясь с внутренними врагами, Вацлав не имел достаточно сил для борьбы с Германией. Могущественный король Генрих I в 929 г. проник до самой Праги и принудил Вацлава к платежу дани. Преемником Вацлава был его брат Болеслав I, княживший в земле пшован, которая досталась Премысловичам по наследственному праву, как вотчина отца св. Людмилы. Коварно пригласив в Старый Болеславль, незадолго до того им построенный, своего брата на церковное торжество, Болеслав приказал его умертвить. В течение 14 лет Болеслав вёл упорную борьбу с Германией, но в 950 г. должен был признать политическую зависимость от неё. В битве на реке Лехе чехи сражались против мадьяр как союзники немцев.

Победа христиан над мадьярами дала возможность Болеславу присоединить к Чехии Моравию и польские земли, расположенные по верховьям Одера и Эльбы. Его сын Болеслав II (967—999), при содействии императора Оттона I, добился основания в Праге епископии, подчинённой майнцскому архиепископу. Первым пражским епископом был сакс Детмар, знавший хорошо славянский язык. Вторым — Войтех, известный также под именем Адальберта, друг императора Оттона III, сын Славника, князя зличан, под властью которого находилось более трети Чехии. Войтех не умел поладить с князем и знатью, два раза покидал свою кафедру и окончил жизнь мученической смертью в земле пруссов. Братья св. Войтеха, князья зличанские, стремились к независимости и имели взаимоотношения с Болеславом Храбрым, польским князем, и императорским двором. Болеслав II напал на столицу славниковцев Любицу, разгромил её и окончательно присоединил к своему государству земли восточной и южной части Чехии, подвластные зличанам.

Таким образом, довершено было дело объединения земель чешских славян под властью Премысловичей. Болеслав польский, пользуясь внутренними раздорами при Болеславе III, сыне и преемнике Болеслава II, посадил на княжеский стол в Праге своего брата Владивоя, по смерти его захватил власть в свои руки и изгнал из страны Яромира и Ольдриха (Ульриха), младших сыновей Болеслава II. При помощи императора Генриха II власть была возвращена Премысловичам, но чешские земли, завоёванные Болеславом I, и Моравия остались во власти Болеслава Храброго. В конце княжения Ольдриха (1012—1034) сын его Брячислав отнял от поляков Моравию, и с той поры эта страна вошла окончательно в состав Чешского государства. Княжение Брячислава (1035—1055) ознаменовалось завоеванием Польши и попыткой основать сильное славянское государство. Попытка эта не имела успеха вследствие вмешательства папы и императора Генриха III, который, после неудачного похода 1040 года и поражения при Домажлице (Таусе), прошёл в следующем году до самой Праги и принудил чешского князя к признанию зависимости. Брячиславу, предку всех последующих Премысловичей, приписывают установление принципа родового старшинства в наследовании старшего стола в Праге, с непосредственной властью над всей Чехией и высшей властью в пределах всего чешского государства, причём младшим членам в роду давали уделы (partes, paragia, beneficia) в Моравии. Впоследствии назначали такие уделы и в самой Чехии.

После непродолжительного княжения Спитигнева II (1055—1061) великим князем стал Вратислав II (1061—1092), второй сын Брячислава. Он основал в Ольмюце отдельную моравскую епископию. Деятельно помогая императору Генриху IV в его борьбе с германскими князьями и папой, Вратислав II получил в награду Верхнюю Лузацию, как лён империи, и титул короля. После кратковременного княжения Конрада I, третьего сына Брячислава, пражский княжеский стол занимали почти последовательно четыре сына короля Вратислава: Брячислав II (1092—1100), Боривой I I (1100—1107, 1117—1120), Владислав I (1109—1117, 1120—1125) и Собеслав I (1125—1140). Первая четверть XII в. изобиловала смутами из-за владения старшим столом. Начало этим смутам было положено внуком Брячислава I, Святополком I (1107—1109), который оспаривал власть у Боривоя II, своего двоюродного брата, во имя родового старшинства. За деньги император Генрих V помог Святополку изгнать Боривоя, который бежал в Польшу. По приказу Святополка, произошло в истребление могущественного рода Вршовцев, которые по своему богатству и влиянию стояли во главе тогдашней знати и владели имениями погибших славниковцев.

Время Владислава I и Собеслава I было более спокойное. Первый из этих князей приобрёл звание чашника немецкой империи. Собеслав оказал решительный отпор притязаниям императора Лотаря (победа чехов при Хлумце, 1126 г.) рассматривать Чехию как лён империи и распоряжаться замещением княжеского стола. Император вынужден был довольствоваться данью и придворной и военной службой (servitium) чешских государей, которые от него получали инвеституру. По идее, княжеская власть оставалась неограниченной, но в действительности она была значительно поколеблена раздорами Премысловичей. Они рассматривали чешское государство как своё родовое достояние. Старшинство не считалось решающим условием для занятия старшего стола в Праге. Каждый член владетельного рода мог добиваться этого стола и при благоприятных обстоятельствах достигал успеха. Отсюда вытекала необходимость к наследственному праву присоединить титул избрания со стороны населения. Участие населения в решении государственных и общественных дел находило выражение в деятельности княжеского совета или думы (consilium, conventus) и сеймов (generale vel commune colloquium Boemorum).

В состав княжеской думы, кроме членов владетельного дома, входили то те, то другие лица, в зависимости от усмотрения князя и обстоятельств, а именно: 1) потомки прежних племенных князей, насколько им удалось сохранить при новых условиях выдающееся положение своих предков, 2) областные правители (каштеляны), 3) придворные чины, 4) епископы и представители высшего духовенства. На сеймах участвовали первоначально все свободные люди, способные носить оружие и приобретшие гражданскую правоспособность, то есть выделенные отцами и ставшие домохозяевами. С течением времени обычными участниками сеймовых собраний остались только члены княжеской думы, высшая шляхта (паны) и низшая шляхта (владыки).

Во второй половине XII в. раздоры членов размножившегося рода Премысловичей, вновь возобновившиеся стремления императорской власти к полному подчинению Ч. и притязания знати, направленные к ограничению княжеской власти, были источниками нескончаемых смут. Наиболее спокойной порой было время правления Владислава II (1140-73), сына Владислава I. Он участвовал в крестовом походе 1147 г. и в походе императора Фридриха I на Милан. В благодарность за оказанную услугу император Фридрих пожаловал Владиславу королевский титул. Желая, по примеру некоторых своих предшественников, доставить престол своему потомству, король Владислав отрёкся от власти в пользу своего старшего сына Фридриха I. Тогда настала самая смутная пора: в течение последующих 24 лет престол чешский переходил из рук в руки не менее 10 раз. Уже в следующем году после отречения короля Владислава князем стал Собеслав II, сын Собеслава I (1174-79), известный своей защитой свободного крестьянства от притеснений знати, которая в насмешку прозвала его «мужицким князем» (princeps rusticorum).

В свою очередь, Собеслав II был лишён власти Фридрихом I (1179—1189), но последнему приходилось отнимать престол то от Конрада-Оттона, одного из моравских удельных князей, правнука Конрада I, то от Вацлава, брата Собеслава II. Пользуясь этими смутами, император Фридрих I отделил от Чехии Моравию и отдал её, в качестве имперского лена, упомянутому Конраду-Оттону, с титулом маркграфа, а в 1187 г. объявил епископа пражского, которым был тогда Генрих-Брячислав, двоюродный брат князя Фридриха I, имперским князем, и таким образом расчленил Чехию на два княжества (светское и церковное). После смерти Фридриха престол занимали последовательно его соперники маркграф Конрад-Оттон и Вацлав II, но последний скоро должен был уступить стол Премыслу-Оттакару, сыну короля Владислава. Премысл был низложен епископом Генрихом-Брячиславом (1193—1197), который соединил в своих руках светскую и церковную власть в Чехии. После его смерти избран был князем Владислав III, самый младший сын короля Владислава. Он способствовал восстановлению земского единства и чешской государственности тем, что провёл на сейме избрание нового епископа Даниила и самолично дал ему инвеституру, а затем, престол чешский уступил в том же году своему старшему брату Премыслу и ограничился владением Моравией, с титулом маркграфа, но с признанием верховной власти брата. Подобный счастливый исход оказался возможным только потому, что в Германии после смерти императора Генриха VI настали замешательства.

Галерея