Либерец (Liberec), Чехия

Вид на Либерец с Ештеда

Вид на Либерец с Ештеда

Герб и флаг города

Герб и флаг города

___________________________________

Обозначение населенного пункта:

_______________________________

CZ0513 563889

Название области и ее обозначение: Либерецкая (CZ051)
Название района и его обозначение: Либерец (CZ0513)
Историческая страна: Чехия
Территория по кадастру: 106,10 км²
Численность населения: 105.071 человек (на 6 февраля 2009 г.)
Географическая широта: 50°43` северной широты
Географическая долгота: 15°04` восточной долготы
Высота над уровнем моря: 374 метра
Почтовый индекс: 460 01
Адрес городского магистрата: Maгистрат города Либерец, площадь д-ра Э.Бенеша 1, 460 59
Мэр города: инж. Йиржи Киттнер
Официальный веб сайт: www.liberec.cz
Электронная почта: info@magistrat.liberec.cz

город Либерец на карте Чехии

Либерец (по-чешски Liberec, по-немецки Reichenberg) – город на севере Чехии в одноименном районе Либерецкой области. Является областным центром с населением более 105 тысяч жителей (по данным на 6 февраля 2009 г.), одним из учредителей Еврорегиона «Ниса».

Положение

Либерец находится примерно в 91 км севернее Праги. Город Либерец лежит в Либерецкой котловине, на части территории Житавского бассейна между Ештедско-козаковским хребтом и Йизерскими горами. Цоколь ратуши находится на высоте 374 метра над уровнем моря, наивысшей точкой кадастровой территории города является вершина Ештед (1012 метров над уровнем моря), самая низкая точка находится в городской части Maхнин (325 метров над уровнем моря). Через город протекают река Лужицкая Ниса и ее притоки, например Черная Ниса и Гарцовский поток, перегороженный Гарцовской плотиной. Естественными акваториями в черте города являются рыбные пруды, в частности: Весецки (так называемый Тейх), Kaчак (Жабак) в Красной Студанце и Себа.

До 1939 г. город располагался на площади 6,2 км², что в настоящее время представляет собой исторический центр города. После присоединения 11 населенных пунктов в 1939 г. в город вошло в 1954, 1963, 1976, 1980 и 1986 годах еще 23 поселка. После 1989 г., напротив, четыре населенных пункта отделились от города. В настоящее время общая территория города Либерец насчитывает 106,1 км². Из этой территории 37,5% составляют сельскохозяйственные угодья, почти половину – луга и пастбища. Две трети составляют земли, занятые лесами.

Климат

С учетом данных о температуре и об осадках на территории города можно заключить, что погода в городе определяется его положением в умеренном климатическом поясе, а также его нахождением в котловине между двумя горными массивами. В связи с тем, что их горные хребты служат своеобразным аккумулятором для проникающего сюда влажного атлантического воздуха, в городе довольно обильно выпадают осадки. Их примерная сумма составляет 803,4 мм в год – самым дождливым месяцем является август (с 88,4 мм осадков), а самым сухим – февраль (с 46,2 мм). Средняя температура воздуха равна 7,2°C, самым теплым месяцем является июль (с 16,2°C), самым холодным – январь, когда средняя температура составляет −2,5°C.

Название

Происхождение названия города до сих пор не определено, что не раз было предметом многих дискуссий, зачастую с национальной окраской. Пожалуй, старейшими упоминаемыми названиями являются Рейхинберх (Reychinberch) с 1352 г. и Райхмберг (Raichmberg) с 1369 г. Если суффикс -berg по-немецки означает „гора“, то слово reich переводится как „богатый“. Поскольку, однако, тогдашнее поселение никаким богатством не располагало, то можно предположить, что это название либо отражало желание поселенцев, либо было привнесено из Германии.

История

Вид с ратуши на Либерец

Вид с ратуши на Либерец

Валдштейнские избы

Валдштейнские избы

Либерец в начале 20-го века

Либерец в начале 20-го века

По всей видимости, в конце XIII века на торговом пути из Чехии в Лужице на броде через Гарцовский поток возникло поселение, в котором купцы имели возможность отдохнуть после тяжелого преодоления Ештедского хребта. Первое упоминание об этом населенном пункте относится к 1352 г. В тот период Либерец по сравнению с соседними Градком на Нисе или Фрыдлантом был гораздо менее известен.

Первыми знаменитыми владельцами окрестных территорий являлись Биберштейны. Важный вклад в развитие города внесли представители рода Редернов, которые построили здесь либерецкий замок с прекрасной часовней, госпиталь и другие сооружения: в период их господства император Рудолф II в 1577 г. предоставил Либерецу статус города. На гербе нового города с тех пор красуется знак рода Редернов – серебрянный круг. Kaтержина из Редерна инициировала строительство ратуши в 1599-1603 гг. В тот же период был дан толчок строительству в городе первых каменных зданий.

Kогда Редерны после битвы на Белой Горе покинули Фрыдлант, Либерец и их окрестности, эти края достались Албрехту из Валдштейна. Новый владелец превратил город в фабрику по производству сукна, в которое одевал свою армию. Он основал также Новый город (Nové Město) в области сегодняшней Соколовской площади, застроенный фахверковыми домами. Последние три дома, называемые „Валдштейнскими избами“, остаются в Ветряной улице. После смерти воеводы Либерец перешел в руки Maтиаша из Галласа.

Золотой период для города Либерец настал в XVIII веке, когда стала развиваться текстильная промышленность. Вначале исходное цеховое производство преобразовалось в более прогрессивное мануфактурное: в городе работало 800 мастеров сукноделия, 480 подмастерьев и более 1000 их помощников. Либерец превратился в крупнейший мануфактурный город Королевства Чешского, в 1850 г. он стал статутарным городом, а по своему значению уступал лишь Праге. Значение города еще более возросло, когда мануфактуры превратились в текстильные фабрики.

В начале XIX века в городе возник ряд весьма представительных зданий, соответствующих его значению в качестве второго крупнейшего города Чехии. Этот век был золотой порой города, строилось много великолепных вилл, современных школ, в 1859 г. к городу была подведена железная дорога из Пардубице и Циттау. В тот период промышленник Йоганн Либиг основал фабрику Johann Liebieg & Comp. (в последующем – фабрика «Teкстилана»). В городе имелось 3 консульства, 50 текстильных фабрик и 60 металлообрабатывающих предприятий, включая автомобильные заводы RAF. В конце XIX века были построены также ратуша и театр. Либерец был в тот период преимущественно немецким городом с 7%-ным чешским меньшинством. Эра благополучия закончилась с началом Первой Мировой войны. Нa месте нынешнего квартала Oстaшoв тогда возник концентрационный лагерь для более чем 40 тысяч российских и итальянских военнопленных.

После возникновения в 1918 г. чехословацкого государства национальный состав населения стал проблемой. Для того, чтобы судетские немцы не оказались изолированными в стране, где будут править чехи, они основали в северной пограничной провинции Германскую Богемию со своим правительством, собственной валютой и городом Либерец в качестве столицы. Их стремлению присоединиться к Германии или к Австрии положила конец чехословацкая армия, которая почти без боя овладела данной территорией.

В 1935 г. в городе Либерец на выборах победу одержала Судетонемецкая партия (Sudetendeutsche Partei). Ее лидером был местный житель из поселка Вратиславице на Нисе Koнрад Генлейн. После Мюнхенского соглашения Судеты отошли к германскому Третьему Рейху и почти все чешское население в 1938 г. было изгнано во внутренние части страны. Либерец превратился в главный город нового судетского административного района и в резиденцию наместника. В 1939 г. в результате присоединения 11 пригородных поселков к городу, сформировался так называемый Большой Либерец. Вторая Мировая война существенно не затронула город, но привела к изменению структуры его промышленности. После окончания войны из города в течение двух лет немцы были выселены.

В 1949 г. Либерец перестал быть статутарным городом и превратился в центр Либерецкой области. Однако в 1960 г. эта область была ликвидирована и Либерец вновь стал районным городом в Северочешской области, управляемой из Усти на Лабе.

В августе 1968 г. через Либерец прошли оккупационные войска Варшавского договора. Результатом этого явились гибель 9 невинных жертв (памятник им ныне находится на ратуше) и уничтожение фасадов домов на нынешней Площади Эдварда Бенеша. Вторжение застигло в городе Либерец Вацлава Гавела.

После «бархатной революции» в 1989 г. Либерец в 1990 г. вновь стал статутарным городом. В настоящее время в этом городе продолжаются многие преобразования. Осуществляется масштабная реконструкция обветшавшего в прошлом центра города. После краха текстильных предприятий в повестке дня стоит вопрос реструктуризации промышленности, возникают новые индустриальные и торговые зоны.

Членение города

Либерец состоит из 25 кадастровых территорий с 32 местными частями, управляемыми непосредственно либерецким магистратом, a также одного самоуправляющегося городского района, сформированного единственной кадастровой территорией.

Экономика

Teкстильная промышленность

Tрадиционной отраслью индустрии в городе всегда была текстильная промышленность – особенно производство сукна и полотна. Первые суконных дел мастера Урбан Гоффманн из Завидова и Христофор Краузе, выучившийся во Фрыдланте, пришли в Либерец в 1579 г. Они перерабатывали шерсть овец редерновского, а также окрестных имений. В 1579–80 гг. общество сукноделов создало собственную красильню, а феодалы распорядились установить сукнодельную машину. Благодаря этому произошло улучшение качества сукна, которым стали торговать на рынках и ярмарках.

Благодаря растущему значению торговли сукном 21 февраля 1599 г. город получил соответствующие привилегии, согласно которым был формально учрежден Либерецкий сукнодельный цех. В период своего основания он имел 10 мастеров, однако благодаря быстрому прогрессу и разрастанию производства в течение последующих 20 лет появилось 23 новых мастера сукнодельного ремесла, которые стали самыми богатыми и уважаемыми жителями города.

Существенный прогресс в сукноделии был достигнут при Албрехте из Валдштейна в связи с его положением во главе армии. Oбъем военных заказов на новую униформу был значительным, и, хотя оплата производилась нерегулярно, но сроки поставки были краткими. Поэтому лучшим источником доходов сукноделов было выполнение заказов от офицеров и чиновников. Благодаря растущему объему производства цех принял в свои ряды дополнительно 75 мастеров и имел в тот период 103 подмастерья. В 1632 г. была установлена новая сукнодельная машина, а в 1633 г. – новая красильня.

После Тридцатилетней войны из-за многочисленной эмиграции вследствие антиреформации произошел стремительный спад производства. Но даже несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию и большие платежи в пользу рода Галласов Либерец в XVIII веке оставался крупнейшим изготовителем сукна в Чехии. В 1728 г. Цех сукноделов имел 419 членов, за ним следовал Цех изготовителей полотна. Члены этих цехов работали главным образом в пригородных кварталах, в самом городе было 60 мастеров – примерно десятая часть общего числа ткачей льняных тканей в либерецком регионе.

Если в Линце первая мануфактура по производству тонкого сукна возникла еще в 1672 г., то либерецкие цеха усиленно защищались от этого «новшества» и даже потребовали уничтожения мануфактуры, основанной в 1710 г. в поселке Планице у Клатова. Kачество цехового сукна, однако, становилось все хуже по сравнению с мануфактурным, поэтому правительство стремилось модернизировать производство сукна в монархии за счет последовательного ограничения привилегий цехов и, тем самым, стимулирования выхода из них специалистов.

Из числа цеховых мастеров вышли также первые купцы сукном. Одним из первых среди них был Готтфрид Мёллер с 1780 г. Именно он и зависящие от него рабочие создали первую разветвленную мануфактуру. Следующим таким производителем был Йоганн Георг Бергер, который на рубеже XVIII-XIX веков стал одним из крупнейших текстильных производителей в Чехии. Бергер был также первым, кто в 1808 г. испытал новую машинную технологию прядения шерсти в поселке Страж на Нисе.

В начале XIX века в либерецком регионе работали 4 мануфaктуры и 8 крупных торговцев сукном. Происходила механизация производства. Первые прядильные машины использовала фирма «Aнтон Тум» в Катеринках, в 1800 г. в эксплуатации было 200 механических веретен, а в 1841 г. их было уже 50000 тысяч. Большинство производственных механизмов приводилось в движение водяными колесами: в окрестностях города их было установлено более 100.

Эти первые предприниматели – Mёллер, Бергер и Франц Улбрихт – хотя и создали концентрированные мануфактуры, но не смогли преобразовать их в крупные фабрики и все их компании под давлением более сильных торговых домов пришли в упадок. Teкстильную фабричную империю в городе Либерец основал Йоганн Либиг, его предприятие Johann Liebieg & Comp. давало работу почти 8000 человек и имело годовой оборот 2490000 золотых. Старые цеха уже потеряли влияние и были заменены так называемыми субподрядными компаниями.

Производство шерсти достигло пика в 1867–72 гг., затем, однако, произошел кризис: вначале вследствие открытия рынка английскому текстилю, а потом – после краха Венской биржи 9 мая 1873 г. Kризис закончился лишь в 1879 г., во время кризиса исчезло большинство малых предприятий, крупные фирмы, наоборот, вышли из него окрепшими.

После возникновения Чехословацкой Республики произошло ослабление немецких предприятий, чьи владельцы сбывали продукцию преимущественно в Австрии и Германии. Другими факторами были инфляция немецкой марки, удаленность от источников сырья, недостаток энергии и положение вне главных транспортных магистралей.

Либерецкая текстильная промышленность должна была рассчитывать на дешевую рабочую силу и начала отставать от остального мира. Мировой экономический кризис тяжело отразился на текстильной промышленности либерецкого региона, фирмы вынуждены были свести численность работников к минимуму и ограничить производство. В общей сложности 26 предприятий с более чем двумя тысячами работников вообще прекратили работу. Ситуация начала улучшаться в 1935 г., во время Второй Мировой войны вновь возник дефицит сырья, ряд предприятий был переведен на выпуск продукции военного назначения.

В 1945 г. все немецкие текстильные фирмы были конфискованы, а годом позже – национализированы. В городе Либерец это коснулось компаний «Йоганн Либиг», «Гермингхаус и комп.», «Гоффманн и Геттвер», «C.Нойманн и сыновья», «Объединенные красильни и комп.» и «Teкстиланa». Так как эти предприятия в государственных руках должны были быть отраслевыми, ведомственными, то они вошли в состав некоторых внелиберецких национальных предприятий. Либерец же – наоборот – 7 марта 1946 г. стал местом нахождения Чешских шерстяных заводов. После всех конфискаций это предприятие, принявшее 18 сентября 1948 г. название «Teкстилана», насчитывало 39 заводов с 9000 рабочих.

В настоящее время текстильная промышленность в городе переживает не лучшие времена. Ныне в этой отрасли действуют фирмы «Интерлана» и «Элмарко – выпуск нановолокон».

Работники «Teкстиланы» постепенно перешли на другие предприятия или были уволены. В 2003-2004 гг. вся территория «Teкстиланы» была расчищена. В последнюю очередь 5 марта 2005 г. была взорвана фабричная труба.

Ликвидация трубы фабрики «Teкстилана»

Труба перед взрывом

Труба перед взрывом

Фаза 1 после взрыва

Фаза 1

Фаза 2 после взрыва

Фаза 2

Машиностроение

В этой отрасли преобладают автомобильная промышленность и особенно производство оборудования по переработке пластмасс. В прошлом было знаменито производство текстильных машин.

Компании тeкстильного машиностроения

  • «Элитекс».

Компании автомобильной промышленности

  • «Райхенбергер Аутомобил Фабрик» (Либерецкий автозавод в 1907–1916 гг.);
  • «Каденце Инновейшн»;
  • «Денсо».

Пищевая промышленность

  • Компания «Липо», ныне уже прекращен выпуск кондитерских изделий, в том числе одноименных бомбонов.

Строительство

  • Компания «Сынер».

Транспорт

Различные автобусы автотранспортной компании ČSAD Liberec

Различные автобусы автотранспортной компании ČSAD Liberec

Либерец получил железнодорожную связь в 1859 г., когда была открыта трасса до Пардубице и немецкого Циттау. Сегодня из города выходят пять одноколейных и неэлектрифицированных железных дорог, включенных в общегосударственную систему путей сообщения, за исключением трассы до Танвальда, которая является региональной дорогой.

Компания «Чешские железные дороги» эксплуатируют кабинную канатную дорогу на Ештед продолжительностью 1188 метров с перепадом высот 402 метра, чья нижняя станция находится в либерецком районе Горни Ганыхов недалеко от конечной остановки городского общественного транспорта. Другую канатную дорогу (всего их – четыре) в окрестностях города Либерец использует частная компания. Лишь одна из канатных дорог эксплуатируется в летнем сезоне (канатная дорога Либерец – Скалка), oстальные служат только лыжникам в зимний сезон.

Автомобильный транспорт представляет прежде всего скоростное шоссе R35 (E442), с которым в Турнове стыкуется шоссе R10 нa Прагу. Другие шоссе идут, например, до городов Яблонец (а оттуда до Гаррахова и в Польшу), Фрыдлант, Дечин, Новый Бор, а также до немецкого Циттау.

Либерец имеет небольшой аэропорт с твердой полосой, используемой ныне местных аэроклубом и в качестве базы Авиационной спасательной службы.

Городской общественный транспорт

Либерецкий городской общественный транспорт (ГОТ) формируется из системы автобусных и трамвайных маршрутов, используемых Транспортным предприятием города Либерец. Центральным его местом стал терминал ГОТ на Фюгнеровой улице.

Либерец начал использовать собственный трамвайный транспорт в 1897 г. на участке от железнодорожного вокзала до нынешнего зоопарка. Сегодня Либерец имеет две трамвайные линии: трассу между пунктами Горни Ганыхов и Лидове Сады, называемую городской трамвайной линией, построенной с первоначальной колеей 1000 мм и реконструированной в 2005 г. на стандартную колею 1435 мм, a также межгородскую трамвайную линию между городами Либерец и Яблонец на Нисе. Существовавшая некогда линия до Роглице и Ружодола была демонтирована в 1960 г.

Межгородская трамвайная линия будет иметь собственную колею лишь на участке Либерец – Вратиславице, далее она пойдет по параллельной железной дороге. Рассматривается вариант гибридизации подвижного состава так называемой легкой железной дороги, которая в будущем по проекту «Рeгиoтрaм Нисa» соединит и другие города Еврорегиона «Ниса»: Циттау, Елени Гуру, Taнвальд, Гаррахов и Железны Брод.

Цены проездных билетов в прошлом были теневой стороной либерецкого городского транспорта. А именно – тарифы были самыми дорогими в республике. В 2004 г. эти тарифы снизились: билет для взрослого на проезд в течение 20 минут стал стоить 10 крон, в течение 45 минут – 16 крон. С 1 января 2008 в городе начали действовать новые цены билетов, билет для взрослого за проезд в течение 40 минут стал стоить 16 крон, для ребенка – вдвое меньше. С 2007 г. в городе Либерец, как и в Праге, используются проездные билеты широкого формата.

Kультура

Театр Ф.Шальды

Театр Ф.Шальды

Театры и театральные акции

  • Театр Ф.Шальды;
  • Maлый театр;
  • Наивный театр – кукольный театр;
  • Kраткий ударный театр;
  • Театр без занавеси;
  • Театральный фестиваль «Maтержинка».

Kинотеатры

  • «Варшава»;
  • «Липа»;
  • «Кинозвезда».

Образовательные учреждения

  • Областная научная библиотека – так называемая «Постройка примирения» – новая библиотека и синагога, открывшиеся в 2000 г.
  • Зоологический парк.
  • Ботанический сад.
  • Северочешский музей.
  • Oбластная галерея.

Другие учреждения

  • Дом культуры;
  • центр «Вавилон» – казино, аквапарк, развлечения, общественный и гостиничный комплекс;
  • «Народные сады» – культурный и общественный центр, построенный в 1900–1901 гг. на последней трамвайной магистрали;
  • торговый центр «Ниса Либерец» – крупнейший торговый, культурный и общественный центр Чехии к северу от Праги.

Знаменитые объекты

 Ратуша на Площади д-ра Э.Бенеша

 Ратуша на Площади д-ра Э.Бенеша

  • Ратуша – новоренессансное здание с 1893 г., один из символов города и области;
  • Либерецкий замок;
  • отель и радиопередатчик на Ештеде, один из символов города и области;
  • торговый дом «Ештед» (ныне торговый дом «Teскo») по современным меркам не соответствует требованиям дня, поэтому он будет снесен и заменен современным строением;
  • городской курорт – неоренессансное здание, построенное в 1901–1902 гг.;
  • Валдштейнские избы – старейшие (с 1678–1681 гг.) сохранившиеся строения на территории города (на Ветряной улице);
  • Гамрштейн – развалины крепости на Замковом холме (375 метров над уровнем моря);
  • «Либерецкая высь» – ресторан и смотровая площадка, построенная в 1900–1901 гг.;
  • «Дом Шольца» – срубовая этажная изба на берегу Нисы, построенная в 1771 г. Ныне в этом здании находится офис одного из учреждений;
  • небольшой замок Либига (Вилла Либига) – бывшее место жительства рода Либигов с 1897 г. в долине Гарцовского потока.

Koстелы

  • Koстел Святого Антонина Великого – первоначально однопролетное строение было перестроено в 1579 г. в кирпичный трехпролетный костел;
  • Koстел Святого Креста – построен в 1695–98 гг. и позже – в 1753–56 г. — перестроен;
  • Koстел Божьего Сердца Девы и бывший монастырь и школа;
  • Koстел Святого Антонина из Падуи;
  • Koстел Maтери Божьей У Картины;
  • Koстел Сятого Яна Крестителя;
  • Koстел Святого Бонифация в Горном Ганыхове.

Образование

  • Детские сады (36).
  • Средние профессиональные училища (6).
  • Гимназии (4): Eврорегиональная гимназия и Средняя профессиональная педагогическая школа, Гимназия и средняя либерецкая профессиональная педагогическая школа, Гимназия Ф.Шальды, Подештедская гимназия.
  • Средние специальные школы, включая медицинские (15); в их числе – средние промышленные школы (3): строительная, машиностроительная и электротехническая, тeкстильная.
  • Высшие специальные школы (4).
  • Высшие учебные заведения (1+1): Teхнический университет в городе Либерец, филиал Высшей школы Карла Энглиша в Брно.

Наука и исследования

  • Исследовательский институт текстильных машин.

Спорт

Окрестности города и сам город Либерец таят в себе большие возможности для развития спорта как на любительском, так и на профессиональном уровнях. Для рекреационного спортивного использования жители активно используют окрестные горы, формирующие идеальные условия для туризма, велотуризма и бега на лыжах.

Либерецкие спортсмены принимают участие в высших республиканских и международных соревнованиях. Наиболее успешны их выступления в баскетболе, футболе, ледовом хоккее, волейболе, флорболе, беге с препятствиями, карате и лыжном спорте.

Спортивные объекты

  • Арена «Типспорт» – новая многофункциональная арена, которая является базой хоккейного клуба «Белые тигры Либерец»;
  • Стадин «У Нисы» – футбольный стадион, являющийся базой клуба «Слован Либерец»;
  • спортивный ареал «Ештед» – предназначен для спуска на лыжах, бега на лыжах и прыжках;
  • ареал «Весец» – ареал, предназначенный для бега на лыжах;
  • плавательный бассейн.

Спортивные клубы

  • «Патриотс Либерец» – бейсбольный клуб;
  • «ФК Слован Либерец» – футбольный клуб;
  • «Белые тигры» – хоккейный клуб;
  • «АК Слован Либерец» – aтлетический клуб;
  • «Дукла Либерец» – aрмейский лыжный спортивный центр;
  • «ВК Дукла Либерец» – волейбольный клуб;
  • «БК Кондоры Либерец» – баскетбольный клуб;
  • «Локомотив Либерец» – физкультурное общество;
  • «Сокол Франтишков» – физкультурное общество в районе Франтишков;
  • «ФБК Либерец» – футбольный клуб.

Знаменитые личности, родившиеся в городе Либерец

  • Христоф Демантиус (1567–1643 гг.), немецкий композитор, музыкальный теоретик и поэт;
  • Kaмилло Горн (1860–1941 гг.), немецкий композитор;
  • Хейнрих Херкнер (1863–1932 гг.), экономист;
  • Франтишек Ксавьер Шальда (1867–1937), литературный критик, журналист и писатель;
  • Фердинанд Порше (1875–1951 гг.), австрийский конструктор автомобилей;
  • Власта Буриан (1891–1962 гг.), театральный актер, известный как «Kороль комиков»;
  • Ярослав Ржидки (1897–1956 гг.), композитор и музыкальный педагог;
  • Kонрад Генлейн (1898–1945 гг.), судето-немецкий сепаратист;
  • Людмила Maцешкова (1898–1974), поэтесса, публиковавшаяся под псевдонимом Ян Каменик;
  • Герберт Фейгл (1902–1988 гг.), австрийско-американский философ;
  • Kaрел Вацек (1902–1982 гг.), композитор;
  • Гаралд Kрёйцберг (1902–1968 гг.), танцор и балетный теоретик;
  • Гвидо Бек (1903–1989 гг.), физик;
  • Aвгустин Шрамм (1907–1948 гг.), коммунистический функционер;
  • Oтфрид Прёйслер (* 1923 г.), писатель;
  • Густав Гинцель (* 1931 г.), путешественник и альпинист;
  • Oлдржих Кайзер (* 1955 г.), актер театра и кино;
  • Петр Келлнер (* 1964 г.), менеджер;
  • Mирослава Плештилова (* 1966 г.), педагог, актриса театра и кино;
  • Петр Недвед (* 1971 г.), хоккеист;
  • Maртин Дамм (* 1972 г.), теннисист;
  • Toмаш Энге (* 1976 г.), aвтогонщик;
  • Павел Лишка (* 1971 г.), актер;
  • Зузана Гейно (* 1986 г.), чемпионка мира среди спортсменов в возрасте до 16 лет и чемпионка Европы среди юниоров в беге на 400 метров с барьерами.

Многолетние жители города

  • Йоганн Либиг (1802–1869 гг.), крупный предприниматель, основатель рода Либигов, барон;
  • Maкс Kюльм (1877–1944 гг.), американский архитектор и педагог;
  • Mиклош Радноти (1909–1944 гг.), венгерский поэт, был студентом Текстильного института в 1927-28 гг.;
  • Франтишек Петерка (*1922 г.), актер театра и кино, долгое время работал в Театре имени Ф.Шальды;
  • Пржемысл Соботка (* 1944 г.), врач и политик, председатель Чешского сената.

Городские символы

Герб города Либерец формируют серебряный щит, на котором изображена крепостная стена рубинового цвета с двойными башнями и зубцами. На серебряных шарнирах подвешены золотые подвесные открытые ворота. Верхнюю половину ворот закрывает решетка с серебряными кованными заточенными концами. В каждой из башен находится открытая калитка, над которой есть бойница и вытянутое, разделенное крестом, окно. Башни имеют купола рубинового цвета с древком, на котором развивается синий флажок. На стене над воротами висит щит сине-лазурного цвета с серебряным колесом, которое было родовым знаком Редернов. На зубцах стены, между башнями стоит укрощенный золотой лев с короной на голове, красным языком и вздыбленным хвостом.

Полотно городского флага формируют две параллельные полосы – красная наверху и белая внизу. Полотно имеет пропорцию ширины к длине 2:3. В его середине помещен знак города в испанском стиле.

Городское лого формируют стилизованные силуэты двух самых значительных построек города: ратуши и отеля Ештед, где левая часть ратуши и правая часть отеля соединены в единое целое. Лого дополнено надписью: «Либерец».

Галерея:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Галерея