Конституция Чехии
(текст Конституции приводится по сборнику «Конституции государств Европы». Издательство Норма, 2001 г.)
Вводная статья
Конституция Чехии (Чешской Республики) от 16 декабря 1992 г.
Хартия основных прав и свобод от 9 января 1991 г.
Вводная статья
1 января 1993 г. на карте Европы появились два новых государства — Чешская Республика и Словацкая Республика. В этот день закончилась 74-летняя история существования возникшего в 1918 г. совместного государства двух славянских народов — чехов и словаков.
В этот же день (1 января 1993 г.) начала действовать Конституция Чешской Республики, которая была разработана и принята еще в период вхождения Чехии в состав Чехословацкой Федеративной Республики. Датой одобрения первой в истории чешской Конституции верховным представительным органом является 16 декабря 1992.
Ныне Чешская Республика — государство, расположенное в центре Европы, занимает территорию в 78,5 тыс. кв. км, население ее составляет 10 млн. человек (по данным 1998 г.). Столица — г. Прага (население 1,2 млн. человек).
Прежде чем нами будет сделана попытка раскрыть принципиальные моменты, свойственные содержанию Конституции Чехии, остановимся кратко на вопросе о ее структуре.
Конституция состоит из преамбулы и восьми глав, две из которых имеют подразделы. Текст Конституции насчитывает 113 статей.
В довольно большой по объему преамбуле говорится об истоках Конституции — и прежде всего о верности добрым традициям национальной государственности. О целях и стремлении законодателя создать свободное, демократическое, правовое государство равноправных граждан, государство, базирующееся на принципах гражданского общества; войти в семью европейских и мировых демократических сообществ.
В гл. 1 Конституции «Основные положения» закреплены важнейшие принципы, по сути своей предопределяющие содержание остальных ее глав. Это республиканская форма правления, суверенитет народа и политический плюрализм (ст. 1, 2, 5, 6). Это унитарное политико-территориальное устройство и территориальное самоуправление (ст. 1, 8, 11), приоритет норм международного права в области прав и свобод человека (ст. 10) и др. Специально подчеркивается недопустимость изменения этих принципов (ст. 9).
В гл. 2 «Законодательная власть» установлено, что законодательная власть в Чешской Республике принадлежит двухпалатному парламенту. Определены принципы формирования, организации и деятельности палат и их органов. Подробно урегулированы вопросы правового статуса парламентария и ряд иных.
Глава 3 «Исполнительная власть» посвящена регулированию вопросов правового статуса главы государства — Президента Республики и его взаимоотношений с иными высшими органами государства (ст. 54-66), а также вопросов правового статуса «верховного органа исполнительной власти» (по формулировке ст. 67) — Правительства (ст. 67-80).
В гл. 4 «Судебная власть» записаны основные принципы ее организации, урегулированы вопросы правового статуса судей, места и роли судов, их системы, основы отправления правосудия. Весьма подробно регламентируются в ней вопросы правового статуса Конституционного суда, его организации и деятельности, а также компетенция.
В гл. 5 «Верховное контрольное управление» очень кратко определены задачи этого независимого органа по осуществлению контроля за ведением хозяйства с государственным имуществом и исполнением государственного бюджета, вопросы назначения руководства этого органа.
В гл. 6 «Чешский национальный банк» установлено, что он является центральным банком государства, чья главная задача — забота о стабильности национальной валюты.
Глава 7 «Территориальное самоуправление» очень схематично говорит о территориальном делении государства, организации и правовом статусе территориальных самоуправляемых единиц, полномочиях их органов.
В гл. 8 «Переходные и заключительные положения» записаны нормы, регулирующие вопросы, связанные с переходом от федеративного устройства государства к двум унитарным государствам и конституированием Чешской Республики.
Особенностью Конституции является отсутствие в ней главы, посвященной правовому статусу личности, гражданина. В ней (гл. 1) лишь кратко говорится о приобретении и утрате гражданства, о невозможности лишения кого бы то ни было гражданства против его воли; о том, что каждый гражданин может делать то, что не запрещено законом, и что никто не может быть принужден делать то, что закон на него не возлагает; а также подчеркивается, что основные права и свободы находятся под охраной судебной власти. Подробно основные права и свободы регулируются Хартией основных прав и свобод, которая согласно Конституции (ст. 3) является по сути ее составной частью.
Нет в Конституции и главы об экономике. Ряд положений, касающихся субъективного права иметь собственность, наследования, вопросов государственной и муниципальной собственности, вопросов национализации, налогов, а также обязанностей собственника записан в Хартии основных прав и свобод (ст. 11).
А теперь попытаемся раскрыть принципиальные моменты, характеризующие содержание Конституции Чешской Республики.
Прежде всего следует отметить, что в ней нашли свое отражение общие для конституций посткоммунистических государств моменты: деидеологизация конституционных норм, отказ от многих политических догм и «крен» в сторону правового регулирования. Конституция Чехии, как и конституции других посткоммунистических государств, является по преимуществу непосредственно действующим правом (хотя в ней нет нормы, прямо указывающей на это), однако, как свидетельствует даже беглое знакомство с ее текстом, в ней содержится очень незначительное количество отсылочных (бланкетных) норм, а все государственные органы, должностные лица (а также граждане — в ряде случаев) обязаны (по смыслу большинства статей) действовать в соответствии с Конституцией).
Ряд норм Конституции свидетельствует о творческом использовании законодателем опыта исторического развития чешской государственности, достижений современного конституционализма «западных демократий».
Согласно Конституции, Чехия является республикой, которую, на наш взгляд, следует отнести к парламентскому типу. Хотя последнее и не записано прямо в Конституции, целый ряд ее норм отчетливо подтверждает данный вывод. Это, во-первых, положения о парламентском способе наделения Президента полномочиями (он избирается на совместном заседании двух палат — ст. 54), во-вторых, нормы о решающем влиянии Парламента (точнее его нижней палаты) на формирование Правительства (ст. 35, 68); в-третьих, положения о политической ответственности Правительства перед нижней палатой Парламента (ст. 68), в-четвертых, о праве Президента распустить нижнюю палату (ст. 35) и т.д.
В Конституции четко установлено, что народ является источником всей государственной власти (абз. 1 ст. 2), что он осуществляет эту власть посредством законодательных, исполнительных и судебных органов; допускается и возможность непосредственного осуществления избирательным корпусом государственной власти (абз. 1 и 2 ст. 2).
Хотя в Конституции нет прямого указания на принцип разделения властей, однако нормы ст. 2, да и сами наименования гл. 2-4 свидетельствуют о его наличии (по горизонтали) при некотором приоритете власти законодательной. Признается этот принцип и по вертикали, ибо ст. 8 гарантирует территориальное самоуправление.
О признании приоритета законодательной власти свидетельствует, во-первых, расположение соответствующих глав, во-вторых, нормы абз. 1 ст. 15, устанавливающего, что «законодательная власть принадлежит Парламенту», содержание гл. 3 и 4, не предоставляющих (в отличие от целого ряда современных конституций) права принимать акты, имеющие силу закона, и тем более законы иным государственным органам. То есть по общему правилу законы принимаются двумя палатами (хотя Конституция допускает возможность их принятия (по сути) только нижней палатой, во-первых, в случае, если Сенат в определенный Конституцией срок не выскажет своего мнения по поводу законопроекта, во-вторых, если Сенат примет решение не рассматривать законопроект). Данные нормы свидетельствуют о том, что палаты Парламента не обладают равным правовым статусом, поскольку их компетенция не одинакова (анализ соответствующих норм скорее позволяет говорить о слабом Сенате и во многом сильной Палате депутатов). В пользу данного вывода говорит и то, что численный состав палат неодинаков (в Палате депутатов — 200 депутатов, в Сенате — 81 сенатор), что срок полномочий палат различен (4 года и 6 лет соответственно при переизбрании 1/3 сенаторов каждые два года), что требования, предъявленные к кандидатам в депутаты и сенаторы, неодинаковы, а также тот факт, что возможен роспуск только нижней палаты.
Важно отметить, что Конституция четко определяет круг субъектов права законодательной инициативы; это прежде всего депутат (в отдельности, либо группа депутатов), Сенат, Правительство, а также представительство территориальной самоуправляемой единицы более высокого уровня (ст. 41).
Как уже говорилось, очень подробно урегулированы в Конституции вопросы правового статуса парламентариев.
В частности, хотелось бы подчеркнуть три момента. Первый — невозможность быть одновременно членом обеих палат Парламента (ст. 21), несовместимость функций сенатора или депутата с должностью Президента, судьи и иных, перечень которых определяет закон (ст. 22). Второй — свободный характер мандата парламентария, осуществляемого лично в соответствии с принесенной присягой, гарантиями чего, на наш взгляд, является положение об отсутствии наказов избирателей, об индемнитете и иммунитете. Последний включает в себя не только невозможность уголовного преследования парламентария без согласия палаты, членом которой он является, но и невозможность преследования «навсегда» при отказе в даче такого согласия, а также право парламентария отказаться свидетельствовать о фактах, которые стали ему известны в связи с осуществлением мандата, в т.ч. и после прекращения его мандата (ст. 27, 28). И третий — возможность привлечения сенатора или депутата только к дисциплинарной ответственности за высказывания в палате и ее органе (а также за проступки, если закон не установит иного) и возможность задержания парламентария только в момент совершения преступления или непосредственно после (при соблюдении ряда предусмотренных Конституцией условий).
Как уже говорилось выше, Чехия — парламентарная республика. В таких республиках президенту отводится довольно скромное место в системе государственных органов. Положение чешского Президента несколько более «видное», о чем свидетельствуют нормы ряда статей Конституции. Согласно ее ст. 35 Президент Республики может распустить нижнюю палату Парламента не только в случае, если она не выразила доверие новому Правительству (что в той или иной форме присуще всем парламентарным республикам), но и в установленный срок (три месяца) Палата депутатов не примет решение по правительственному законопроекту, с обсуждением которого Правительство связывает вопрос о доверии, а также если сессия нижней палаты была прервана на больший срок, чем это разрешено Конституцией и если нижняя палата оказалась не способной принимать решения более трех месяцев, хотя ее сессия не была прервана и она была повторно созвана на сессию в этот срок.
Согласно ст. 64 Конституции Президент Республики имеет право принимать участие в заседаниях обеих палат Парламента, их комитетов и комиссий. Ему предоставляется слово, если он его потребует.
Наконец, чешского Президента нельзя задержать, преследовать в уголовном порядке, а также за проступок или иной административный деликт. Более того, уголовное преследование за преступления, совершенные в период осуществления функции Президента Республики, «навсегда» исключено (абз. 1 и 3 ст. 65). Данные моменты не характерны для «классической» парламентарной республики. Президент может быть привлечен к ответственности только за государственную измену, мерой наказания является в этом случае утрата должности Президента и его способности вновь ее занять (абз. 2 ст. 65).
Конституция отчетливо закрепляет принцип территориального самоуправления, используя при этом как положительный опыт послевоенного развития европейских демократических государств, так и опыт «домюнхенской» Чехословакии, иные исторические традиции самоуправления в чешских землях. Законодатель явно стремился также преодолеть негативные моменты территориальной организации времен строительства социализма, означавшие, по сути, этатизацию местных органов — национальных комитетов, их подчиненность тоталитарной политической системе.
Ныне, как справедливо отмечает известный чешский теоретик Й.Гроспич, «территориальное самоуправление понимается как самоуправление территориальных сообществ граждан (территориальных самоуправляющихся единиц — согласно ст. 100 Конституции). Оно рассматривается как демократический принцип иерархического построения государства снизу вверх (согласно ст. 8 и 99 Конституции), как важная составная часть вертикального разделения власти» и, добавим, как незыблемый принцип организации и деятельности демократического и правового государства, политической системы, базирующейся на подлинно гражданском обществе.
Как уже говорилось выше, составной частью Конституции Чешской Республики (согласно ее ст. 3) является Хартия основных прав и свобод. Этот документ был принят в форме конституционного закона 9 января 1991 г. Федеральным собранием ЧСФР и переопубликован Чешским национальным советом в 1993 г.
Следует отметить, что формулировка ст. 3 Конституции, по сути определяющая правовой характер Хартии, неоднократно вызывала дискуссии в среде чешских теоретиков и сомнения у юристов-практиков при применении этого документа относительно юридической природы Хартии.
Многочисленные, нередко очень противоречивые оценки правовой природы Хартии можно свести к пяти основным подходам. Одни авторы считают Хартию документом, имеющим юридический характер и значение; другие — текущим законом; третьи — конституционным законом. Четвертые оценивают Хартию как особый источник права, имеющий по крайней мере силу конституционного закона; пятые — как неизменную основу правопорядка.
С учетом того, что приверженцы каждого из подходов приводят ряд довольно обоснованных доводов, не пытаясь их аргументированно оспаривать, считаем необходимым отметить, во-первых, что Хартия представляет собой, на наш взгляд, в значительной мере политический документ, возникший из стремления навсегда покончить с тоталитарным прошлым (об этом свидетельствуют прежде всего положения вводной части, нормы гл. 1). Во-вторых, что в Хартии по сути дела возводится на конституционный уровень немало положений, которые в большинстве демократических стран составляют предмет текущего законодательства (особенно это присуще разд. I гл. 2).
С учетом объема данной статьи, а также того, что уже имело место довольно подробное изложение содержания Хартии (применительно к отдельным ее главам), хотелось бы совсем кратко остановиться на вопросе о структуре Хартии и ряде ее принципиальных особенностей.
Хартия состоит из преамбулы (точнее вводной части, не имеющей заглавия) и шести глав (44 статьи).
В преамбуле говорится о причинах, побудивших принять Хартию, к которым относятся: признание ненарушимости естественных прав человека, прав гражданина и верховенства закона, причастность к общепризнанным человеческим ценностям, стремление занять достойное место в ряду государств, уважающих данные ценности, и т.д.
В самом тексте Хартии определены основополагающие принципы, которыми должно руководствоваться чешское государство применительно к индивиду (т.е. человеку) и гражданину (гл. 1). В Хартии провозглашен широкий круг прав и свобод, записаны гарантии их реализации (гл. 2-5), установлены некоторые обязанности и ограничения (например, в ст. 4, 9, 11, 17, 27, 44).
Разделяя точку зрения чешского ученого Ф.Шамалика о том, что в Хартии, по сути, записаны три группы прав и свобод, а именно, во-первых, основные либеральные права и свободы, во-вторых, политические (гражданские) права и свободы и, в-третьих, так называемые права «второго поколения», остановимся на нескольких принципиальных моментах.
Авторы Хартии придают первостепенное значение так называемым «основным правам и свободам» (то, что обычно принято называть личными правами и свободами). Именно их (но не только их) и включает в себя указанная первая группа. Нормы, закрепляющие эти права и свободы, регулируют отношения индивида к государству, субъектом которых является каждый. Это сфера, охраняемая от вмешательства государства, сфера материальной и духовной автономии человека и гражданского общества, важнейшими нормативными категориями которой являются достоинство и свобода человека, равенство всех людей. Соответствующие нормы записаны в гл. 1, разд. I гл. 2, а также в ряде статей гл. 4-6.
Вторая группа прав и свобод включает политические права и свободы, носителем их (в принципе) являются только граждане; государство вправе вмешиваться в эту сферу, и речь здесь может идти только о равенстве статуса граждан. Подобные права и свободы закреплены в разд. II гл. 1, гл. 3.
Наконец, так называемые права «второго поколения», чье появление обусловлено усилением социальной роли государства, его заботы о достойном уровне жизни индивида, записаны во многом под влиянием опыта конституционного развития демократических государств и требований международных пактов о правах и свободах. Такие права и свободы закреплены в гл. 3-5. Однако, как отмечают чешские авторы, их круг и объем еще далеко не достиг уровня наиболее развитых стран.
В заключение хотелось отметить, что за более чем семилетний срок действия Конституции Чешской Республики проделана значительная работа по приведению в соответствие с ее требованиями текущего законодательства, однако эта работа, как отмечают чешские теоретики и целый ряд ведущих политических деятелей страны, нуждается в существенном совершенствовании.
Кроме того, в Чехии складывается (хотя и не без трудностей и даже эксцессов) многопартийная система. Наибольшим влиянием в обществе пользуются Социал-демократическая партия, Гражданская демократическая партия; Коммунистическая партия Чехии и Моравии, Христианско-демократическая партия, а также Чешская народная партия «Союз свободы».
Немалой популярностью пользуются Национальная республиканская партия и партия «Пенсионеры за социальное обеспечение«.
Хотелось бы отметить, что, по оценкам специалистов современной ситуации в Чешской Республике, осуществление демократических преобразований, стремление создать действительно правовое государство, добиться экономического роста и т.п. в последние годы сошло на нет: реформы резко затормозились, выросли инфляция и безработица. Социологические опросы населения показывают, что почти половина чешских граждан считают свою жизнь при социализме лучше, чем теперь. Шахтеры и железнодорожники, государственные чиновники неоднократно выходили на демонстрации, требуя повышения зарплаты, политические деятели говорили о неспособности правительства вообще проводить какой-либо курс, о криминализации (по многим направлениям) чешского государства.
В настоящее время все чаще звучат требования о внесении кардинальных изменений в действующую Конституцию и даже о разработке проекта новой конституции.
Конституция Чехии (Чешской Республики) от 16 декабря 1992 г.
Преамбула
Глава первая. Основные положения (ст.ст. 1 — 14).
Глава вторая. Законодательная власть (ст.ст. 15 — 53).
Глава третья. Исполнительная власть (ст.ст. 54 — 80).
Президент Республики (ст.ст. 54 — 66).
Правительство (ст.ст. 67 — 80).
Глава четвертая. Судебная власть (ст.ст. 81 — 96).
Конституционный суд (ст.ст. 83 — 89).
Суды (ст.ст. 90 — 96).
Глава пятая. Верховное контрольное управление (ст. 97).
Глава шестая. Чешский национальный банк (ст. 98).
Глава седьмая. Территориальное самоуправление (ст.ст. 99 — 105).
Глава восьмая. Переходные и заключительные положения (ст.ст. 106 — 113).
Чешский национальный совет принял настоящий конституционный закон:
Преамбула
Мы, граждане Чешской Республики в Чехии, Моравии и Силезии, в период обновления самостоятельного чешского государства, верные всем добрым традициям исторической государственности земель Короны чешской и государственности чехословацкой, полные решимости строить, хранить и развивать Чешскую Республику в духе неприкосновенных ценностей человеческого достоинства и свободы как отечество равноправных свободных граждан, осознающих свои обязанности по отношению к другим и свою общую ответственность, как свободное и демократическое государство, основанное на уважении прав человека и принципах гражданского общества, как составную часть семьи европейских и мировых демократий, полные решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство, полные решимости руководствоваться всеми оправдавшими себя принципами правового государства, посредством своих свободно избранных представителей принимаем настоящую Конституцию Чешской Республики.
Глава первая. Основные положения
Статья 1
Чешская Республика является суверенным, единым и демократическим правовым государством, основанным на уважении прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2
1. Народ является источником всей государственной власти; он осуществляет ее через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
2. Конституционный закон может определить, когда народ осуществляет государственную власть непосредственно.
3. Государственная власть служит всем гражданам и может осуществляться только в случаях, пределах и порядке, установленных законом.
4. Каждый гражданин может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает.
Статья 3
Составной частью конституционной системы Чешской Республики является Хартия основных прав и свобод.
Статья 4
Основные права и свободы находятся под защитой судебной власти.
Статья 5
Политическая система основана на свободном и добровольном создании и свободном соперничестве политических партий, уважающих основные демократические принципы и отвергающих насилие как средство отстаивания своих интересов.
Статья 6
В основе политических решений лежит воля большинства, выраженная свободным голосованием. При принятии решений большинством обеспечивается защита прав меньшинства.
Статья 7
Государство заботится о бережном использовании природных ресурсов и охране природных богатств.
Статья 8
Гарантируется самоуправление территориальных самоуправляющихся единиц.
Статья 9
1. Дополнение и изменение Конституции может осуществляться только конституционными законами.
2. Изменение основных атрибутов демократического правового государства не допускается.
3. Толкование правовых норм не должно быть направлено на создание угрозы основам демократического государства или их ликвидацию.
Статья 10
Ратифицированные и обнародованные международные договоры о правах человека и основных свободах, обязательства по которым приняла на себя Чешская Республика, являются непосредственно действующими и имеют преимущество перед внутренним законодательством.
Статья 11
Территория Чешской Республики представляет собой неделимое целое, ее государственные границы могут изменяться только конституционным законом.
Статья 12
1. Порядок приобретения и прекращения гражданства Чешской Республики определяется законом.
2. Никто не может быть лишен гражданства против его воли.
Статья 13
Столицей Чешской Республики является Прага.
Статья 14
1. Государственными символами Чешской Республики являются большой и малый государственный герб, государственные цвета, государственный флаг, штандарт Президента Республики, государственная печать и государственный гимн.
2. Государственные символы и порядок их использования устанавливаются законом.
Глава вторая. Законодательная власть
Статья 15
1. Законодательная власть в Чешской Республике принадлежит Парламенту.
2. Парламент состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената.
Статья 16
1. Палата депутатов состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на четыре года.
2. Сенат состоит из 81 сенатора, которые избираются сроком на шесть лет. Каждые два года переизбирается одна треть сенаторов.
Статья 17
1. Выборы в обе палаты проводятся в последние тридцать дней срока полномочий каждой палаты.
2. Если Палата депутатов была распущена, то выборы проводятся в срок до шестидесяти дней со дня ее роспуска.
Статья 18
1. Выборы в Палату депутатов осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права в соответствии с принципами пропорционального представительства.
2. Выборы в Сенат осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права в соответствии с принципами мажоритарной системы.
3. Право избирать имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет.
Статья 19
1. В Палату депутатов может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право избирать и достигший 21 года.
2. В Сенат может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право избирать и достигший 40 лет.
3. Мандат депутата или сенатора приобретается в результате избрания.
Статья 20
Иные условия осуществления избирательного права, организации выборов и пределы судебной проверки устанавливаются законом.
Никто не может быть одновременно членом обеих палат Парламента.
1. С функцией депутата или сенатора несовместимо осуществление функции Президента Республики, судьи и других функций, определенных законом.
2. В тот день, когда депутат или сенатор приступил к исполнению обязанностей Президента Республики, судьи или к осуществлению других функций, не совместимых с функцией депутата или сенатора, мандат депутата или сенатора прекращается.
1. Депутат приносит присягу на первом заседании Палаты депутатов, в работе которого он участвует.
2. Сенатор приносит присягу на первом заседании Сената, в работе которого он участвует.
3. Присяга депутата и сенатора: «Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы. Клянусь своей честью, что свой мандат буду осуществлять в интересах всего народа, руководствуясь своими убеждениями и совестью».
Депутат или сенатор может отказаться от своего мандата, сделав личное заявление на заседании палаты, членом которой он является. При наличии серьезных обстоятельств он может это сделать также в порядке, установленном законом.
Статья 25
Мандат депутата или сенатора прекращается в случаях:
a) отказа от присяги или принесения присяги с оговоркой;
b) истечения срока полномочий;
c) отказа от мандата;
d) утраты пассивного избирательного права;
e) у депутатов — в случае роспуска Палаты депутатов;
f) возникновения несовместимости функций в соответствии со статьей 22.
Статья 26
Депутаты и сенаторы осуществляют свой мандат лично в соответствии со своей присягой и не связаны никакими указаниями.
Статья 27
1. Депутат или сенатор не может быть привлечен к ответственности за голосование в Палате депутатов или в Сенате или в их органах.
2. Депутат или сенатор не может быть привлечен к уголовной ответственности за выступления в Палате депутатов или в Сенате или в их органах. Депутат или сенатор несет дисциплинарную ответственность только перед палатой, членом которой он является.
3. За совершенные проступки депутат или сенатор несет дисциплинарную ответственность только перед палатой, членом которой он является, если иное не установлено законом.
4. Депутат или сенатор не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия палаты, членом которой он является. Если палата не даст согласие, уголовное преследование исключается навсегда.
5. Депутат или сенатор может быть задержан, только если он был застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Соответствующий орган обязан немедленно сообщить о задержании председателю палаты, членом которой является задержанный; если в течение 24-х часов с момента задержания председатель палаты не даст согласие на передачу задержанного суду, орган осуществивший задержание, обязан освободить задержанного. На ближайшем заседании палата принимает окончательное решение о допустимости уголовного преследования.
Статья 28
Депутат или сенатор имеет право отказаться свидетельствовать о фактах, которые стали известны ему в связи с осуществлением функции депутата или сенатора, в том числе и после прекращения мандата.
Статья 29
1. Палата депутатов избирает и отзывает председателя и заместителей председателя Палаты депутатов.
2. Сенат избирает и отзывает председателя и заместителей председателя Сената.
Статья 30
1. Для расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, Палата депутатов по предложению не менее одной пятой от общего числа депутатов может создавать следственные комиссии.
2. Производство в комиссии регулируется законом.
Статья 31
1. Палаты в качестве своих органов создают комитеты и комиссии.
2. Деятельность комитетов и комиссий регулируется законом.
Статья 32
Депутат или сенатор, являющийся членом Правительства, не может быть председателем или заместителем председателя Палаты депутатов или Сената, а также членом парламентских комитетов, следственной комиссии или иных комиссий.
Статья 33
1. В случае роспуска Палаты депутатов Сенату предоставляется право принимать акты, имеющие силу закона по вопросам, требующим законодательного регулирования, которые не терпят отлагательства.
2. Сенат не вправе принимать законодательные акты по конституционным вопросам, по вопросам государственного бюджета, исполнения государственного бюджета, избирательного права и международных договоров, предусмотренных статьей 10.
3. Проекты законодательных актов могут быть внесены в Сенат только Правительством.
4. Указанные законодательные акты Сената подписывают председатель Сената, Президент Чешской Республики и председатель Правительства; они обнародуются в порядке, установленном для обнародования законов.
5. Указанные законодательные акты Сената подлежат утверждению на первом заседании Палаты депутатов. Если Палата депутатов не утвердит акт Сената, то с этого момента он утрачивает силу.
Статья 34
1. Палаты находятся на сессии постоянно. Президент Чешской Республики созывает сессию Палаты депутатов, с тем чтобы она началась не позднее чем на тридцатый день после выборов; если Президент в указанный срок не созывает сессию, Палата депутатов собирается на тридцатый день после выборов.
2. Сессия палаты может быть прервана ее постановлением. Общая продолжительность перерыва сессии не должна превышать 120 дней в году.
3. Во время перерыва сессии председатель Палаты депутатов или Сената может созвать палату ранее установленного срока. Такое решение он принимает всегда по требованию Президента Чешской Республики, Правительства или не менее одной пятой членов палаты.
4. Сессия Палаты депутатов завершается истечением срока ее полномочий или ее роспуском.
Статья 35
1. Палата депутатов может быть распущена Президентом Чешской Республики в случае, если:
a) Палата депутатов не выразила доверия вновь назначенному Правительству, председателя которого Президент Чешской Республики назначил по предложению председателя Палаты депутатов;
b) Палата депутатов в течение трех месяцев не приняла постановление по правительственному законопроекту, с обсуждением которого Правительство связывает вопрос о доверии;
c) сессия Палаты депутатов была прервана на более длительный срок, чем допускается;
d) Палата депутатов в течение более трех месяцев была неспособна принимать решения, хотя ее сессия и не прерывалась и в это время она повторно созывалась на заседание.
2. Палата депутатов не может быть распущена в течение последних трех месяцев срока ее полномочий.
Заседания палат открытые. Закрытые заседания могут проводиться только при наличии условий, установленных законом.
Статья 37
1. Совместное заседание палат созывает председатель Палаты депутатов.
2. Дискуссии на совместном заседании палат проводятся по регламенту Палаты депутатов.
1. Член Правительства имеет право участвовать в заседаниях обеих палат, их комитетов и комиссий. В любое время по его требованию члену Правительства предоставляется слово для выступления.
2. По постановлению Палаты депутатов член Правительства обязан лично присутствовать на ее заседании. Данное правило действует и в отношении заседаний комитета, комиссии или следственной комиссии. На заседаниях этих органов член Правительства может быть представлен своим заместителем или другим членом Правительства, если в постановлении не содержится требование его личного участия.
1. Палаты правомочны принимать решения, если присутствует не менее трети их членов.
2. Для принятия решения палаты необходимо согласие более половины присутствующих депутатов или сенаторов, если иное не установлено Конституцией.
3. Для принятия решения об объявлении состояния войны и о согласии на пребывание иностранных войск на территории Чешской Республики необходимо согласие более половины от общего числа депутатов и более половины сенаторов.
4. Для принятия конституционного закона и решения об одобрении международного договора, предусмотренного статьей 10, необходимо согласие трех пятых депутатов и трех пятых присутствующих сенаторов.
Для принятия закона о выборах и закона о принципах деятельности палат и их отношений между собой и с другими органами, а также закона о регламенте Сената необходимо их одобрение Палатой депутатов и Сенатом.
1. Проекты законов вносятся в Палату депутатов.
2. Проекты законов могут быть внесены депутатом, группой депутатов, Сенатом, Правительством или представительством территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня.
1. Проект закона о государственном бюджете, а также проект закона об исполнении государственного бюджета вносится Правительством.
2. Указанные законопроекты обсуждаются на открытом заседании и постановление по ним принимается только Палатой депутатов.
1. Парламент может принять решение об объявлении состояния войны в случае нападения на Чешскую Республику, а также при необходимости выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров о совместной обороне от агрессии.
2. Использование вооруженных сил за пределами территории Чешской Республики допускается только с согласия обеих палат.
1. Правительство имеет право высказывать свое мнение по всем проектам законов.
2. Если Правительство не высказало свое мнение по проекту закона в течение тридцати дней после его поступления на рассмотрение в Правительство, проект закона считается одобренным Правительством.
3. Правительство вправе потребовать, чтобы Палата депутатов завершила обсуждение правительственного законопроекта в течение трех месяцев со дня его поступления, если оно связывает с обсуждением законопроекта вопрос о доверии Правительству.
Проект закона, одобренный Палатой депутатов, безотлагательно передается в Сенат.
Статья 46
1. Сенат рассматривает проект закона и выносит по нему постановление в срок до тридцати дней с момента его поступления.
2. Сенат своим постановлением может утвердить или отклонить проект закона, либо вернуть его в Палату депутатов с поправками, либо отказаться рассматривать данный законопроект.
3. Если Сенат не выскажет свое мнение по законопроекту в срок, предусмотренный частью 1, проект закона считается принятым.
1. В случае отклонения Сенатом проекта закона в Палате депутатов проводится повторное голосование. Проект закона считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов.
2. Если Сенат возвратит Палате депутатов проект закона с поправками, то голосование проводится по законопроекту в редакции, утвержденной Сенатом. Проект закона принимается постановлением Палаты депутатов.
3. Если Палата депутатов не примет проект закона в редакции, утвержденной Сенатом, то проводится новое голосование по законопроекту в редакции, в которой он был направлен в Сенат. Проект закона считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов.
4. При обсуждении в Палате депутатов отклоненного или возвращенного проекта закона внесение в него поправок не допускается.
Если Сенат своим постановлением откажется рассматривать законопроект, проект закона считается принятым.
1. Международные договоры, требующие согласия Парламента, утверждаются Парламентом в порядке, установленном для принятия проектов законов.
2. Согласия Парламента требуют договоры о правах человека и основных свободах, политические договоры, экономические договоры общего характера, а также договоры, для исполнения которых необходимо принятие закона.
1. Президент Республики имеет право вернуть принятый закон, за исключением конституционного закона, со своим обоснованием в течение пятнадцати дней с момента его поступления.
2. По возвращенному закону Палата депутатов проводит новое голосование. Внесение поправок не допускается. Если за возвращенный закон повторно проголосовало более половины от общего числа депутатов, закон обнародуется. В противном случае закон считается непринятым.
Принятые законы подписывает председатель Палаты депутатов, Президент Республики и председатель Правительства.
Для вступления в силу закон должен быть обнародован. Порядок обнародования устанавливается законом. Данное правило распространяется и на международные договоры, одобренные Парламентом.
1. Каждый депутат имеет право внести интерпелляцию Правительству или члену Правительства по вопросам, относящимся к их компетенции.
2. Соответствующие члены Правительства обязаны ответить на интерпелляцию в течение тридцати дней с момента ее внесения.
Глава третья. Исполнительная власть
Президент Республики
Статья 54
1. Президент Республики является главой государства.
2. Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании палат.
3. Президент Республики не несет ответственность за осуществление своей функции.
Президент Республики приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения присяги. Срок полномочий Президента Республики составляет пять лет, он исчисляется со дня принесения присяги.
Выборы Президента Республики проводятся в последние тридцать дней срока полномочий действующего Президента. Если должность Президента Республики освобождается досрочно, выборы нового Президента проводятся в течение тридцати дней.
1. Президентом Республики может быть избран гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат.
2. Никто не может быть избран Президентом Республики более двух раз подряд.
1. Выдвигать кандидата на должность Президента Республики имеют право не менее десяти депутатов или не менее десяти сенаторов.
2. Президентом Республики считается избранным кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов и более половины от общего числа сенаторов.
3. Если ни один из кандидатов не получил более половины голосов от общего числа депутатов и общего числа сенаторов, в течение четырнадцати дней проводится второй тур выборов.
4. Во втором туре выборов участвует кандидат, получивший наибольшее число голосов в Палате депутатов, и кандидат, получивший наибольшее число голосов в Сенате.
5. Если несколько кандидатов получили равное наибольшее число голосов в Палате депутатов или в Сенате, подсчитываются голоса, отданные за них в обеих палатах. Во втором туре участвует кандидат, получивший наибольшее число голосов в суммарном исчислении.
6. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало более половины присутствующих депутатов и более половины присутствующих сенаторов.
7. Если Президент Республики не избран и во втором туре, в течение четырнадцати дней проводится третий тур выборов; избранным считается тот из кандидатов, участвовавших во втором туре, за которого проголосовало более половины присутствующих депутатов и сенаторов.
8. Если Президент Республики не был избран и в третьем туре, проводятся новые выборы.
Статья 59
1. Президент Республики приносит присягу председателю Палаты депутатов на совместном заседании палат.
2. Присяга Президента Республики: «Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы. Клянусь своей честью, что на своем посту буду действовать в интересах всего народа, руководствуясь своими убеждениями и совестью».
Статья 60
Отказ Президента Республики принести присягу или принесение присяги с оговоркой рассматриваются как неизбрание Президентом Республики.
Статья 61
Президент Республики может подать в отставку, заявив об этом председателю Палаты депутатов.
Статья 62
Президент Республики:
а) назначает и отзывает председателя и других членов Правительства и принимает их отставку, отзывает Правительство и принимает его отставку;
b) созывает сессию Палаты депутатов;
c) распускает Палату депутатов;
d) уполномочивает Правительство, отставку которого он принял или которое отозвал, временно осуществлять свои функции до назначения нового Правительства;
e) назначает судей Конституционного суда, его председателя и заместителей председателя;
f) назначает председателя и заместителей председателя Верховного суда из числа его судей;
g) осуществляет помилование, смягчает наказание, назначенное судом; дает указание не начинать производство по уголовному делу или приостановить начатое производство по уголовному делу; снимает судимость;
h) имеет право возвратить Парламенту принятый закон, за исключением конституционного закона;
i) подписывает законы;
j) назначает президента и вице-президента Верховного контрольного управления;
k) назначает членов Банковского совета Чешского национального банка.
Статья 63
1. Президент Республики также:
а) представляет государство во внешних отношениях;
b) заключает и ратифицирует международные договоры; заключение международных договоров он может поручить Правительству или, с его согласия, отдельным членам Правительства;
с) является верховным главнокомандующим вооруженными силами;
d) принимает глав дипломатических миссий;
e) назначает и отзывает глав дипломатических миссий;
f) назначает выборы в Палату депутатов и Сенат;
g) присваивает генеральские звания;
h) принимает решение о награждении и вручает государственные награды, если не уполномочит на это иной орган;
i) назначает судей;
j) имеет право объявлять амнистию.
2. Президент Республики может осуществлять и иные полномочия, прямо не указанные в конституционном законе, если это предусмотрено законом.
3. Решения Президента Республики, принятые в соответствии с частями 1 и 2, вступают в силу после их подписания председателем Правительства или уполномоченным им членом Правительства.
4. За решения Президента Республики, требующие подписи председателя Правительства или уполномоченного им члена Правительства, несет ответственность Правительство.
Статья 64
1. Президент Республики имеет право участвовать в заседаниях обеих палат Парламента, их комитетов и комиссий. По его просьбе в любой момент ему предоставляется слово для выступления.
2. Президент Республики имеет право участвовать в заседаниях Правительства, запрашивать от Правительства и его членов информацию и обсуждать с Правительством или членами Правительства вопросы, относящиеся к их компетенции.
Статья 65
1. Президент Республики не может быть задержан, подвергнут уголовному преследованию, а также преследованию за проступок или иное административное правонарушение.
2. Президент Республики может быть привлечен к ответственности за государственную измену только Конституционным судом на основании обвинения, выдвинутого Сенатом. Мерой наказания может быть отрешение от должности Президента Чешской Республики и лишение права быть избранным Президентом Чешской Республики.
3. Уголовное преследование за преступления, совершенные в период пребывания в должности Президента Чешской Республики, исключается навсегда.
Статья 66
В случаях когда должность Президента Республики становится вакантной, а новый Президент Республики еще не избран или не принес присягу, а также когда Президент Республики не может осуществлять свои функции по серьезным причинам, что подтверждается постановлением Палаты депутатов и Сената, полномочия Президента, предусмотренные пунктами а, b, c, d, e, h, i, j абзаца 1 статьи 63 и абзацем 2 статьи 63, осуществляет председатель Правительства. Председатель Палаты депутатов в период, когда председатель Правительства выполняет ограниченные функции Президента Республики, осуществляет полномочия Президента Республики, предусмотренные пунктами a, b, c, d, e, k статьи 62; если должность Президента Республики становится вакантной в период, когда Палата депутатов распущена, указанные полномочия Президента осуществляет председатель Сената.
Правительство
Статья 67
1. Правительство является высшим органом исполнительной власти.
2. Правительство состоит из председателя Правительства, заместителей председателя Правительства и министров.
Статья 68
1. Правительство ответственно перед Палатой депутатов.
2. Президент Республики назначает председателя Правительства и, по его предложению, других членов Правительства и поручает им руководство министерствами или иными ведомствами.
3. Не позднее чем через тридцать дней после своего назначения Правительство должно предстать перед Палатой депутатов и просить о выражении доверия.
4. Если Палата депутатов не выразит доверия вновь назначенному Правительству, снова осуществляются действия, предусмотренные абзацами 2, 3. Если и в этом случае Палата депутатов не выразит доверия Правительству, Президент Республики назначает председателя Правительства по предложению председателя Палаты депутатов.
5. В остальных случаях Президент Республики по предложению председателя Правительства назначает и отзывает других членов Правительства и поручает им руководство министерствами или иными ведомствами.
Статья 69
1. Член Правительства приносит присягу Президенту Республики.
2. Присяга члена Правительства: «Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы и претворять их в жизнь. Клянусь своей честью, что буду добросовестно исполнять свои обязанности и не злоупотреблять своим положением».
Статья 70
Член Правительства не вправе заниматься деятельностью, характер которой несовместим с осуществлением им своих функций. Подробности устанавливаются законом.
Статья 71
Правительство может просить Палату депутатов о выражении доверия.
Статья 72
1. Палата депутатов может выразить Правительству недоверие.
2. Вопрос о выражении недоверия Правительству рассматривается Палатой депутатов по письменному предложению, внесенному не менее чем пятьюдесятью депутатами. Для принятия решения о выражении недоверия необходимо согласие более половины от общего числа депутатов.
1. Председатель Правительства подает заявление об отставке Президенту Республики. Остальные члены Правительства подают заявление об отставке Президенту Республики через председателя Правительства.
2. Правительство подает в отставку, если Палата депутатов отклонила его просьбу о выражении доверия или выразила ему недоверие. Правительство подает в отставку после учредительного заседания вновь избранной Палаты депутатов.
3. Если Правительство подает в отставку в соответствии с частью 2, Президент Республики принимает его отставку.
Статья 74
Президент Республики отзывает Правительство по предложению председателю Правительства.
Статья 75
Президент Республики отзывает Правительство, которое не подало в отставку, хотя было обязано это сделать.
Статья 76
1. Правительство принимает решения коллегиально.
2. Для принятия постановления Правительства необходимо согласие более половины от общего числа его членов.
Статья 77
1. Председатель Правительства организует деятельность Правительства, руководит его заседаниями, выступает от его имени и исполняет другие обязанности, возложенные на него Конституцией или законами.
2. Председателя Правительства замещает заместитель председателя Правительства или другой уполномоченный член Правительства.
Статья 78
Во исполнение закона и в его пределах Правительство вправе издавать постановления. Постановления подписываются председателем и соответствующим членом Правительства.
Статья 79
1. Создание министерств и других административных учреждений и определение их компетенции осуществляются только законом.
2. Правовые отношения государственных служащих министерств и иных административных учреждений определяются законом.
3. Министерства, иные административные учреждения и органы территориального самоуправления могут на основании и в пределах закона издавать правовые акты (prбvnЯ pшedpisy), если они уполномочены на это законом.
Статья 80
1. Государственное представительство осуществляет публичное обвинение в уголовном производстве, выполняет другие задачи, возложенные на него законом.
2. Положение и компетенция государственного представительства определяются законом.
Глава четвертая. Судебная власть
Судебную власть осуществляют именем республики независимые суды.
1. Судьи при исполнении своих функций независимы. Никто не вправе посягать на их беспристрастность.
2. Судья не может быть вопреки его воле отозван с занимаемой должности или переведен в другой суд; исключения из этого правила, связанные прежде всего с дисциплинарной ответственностью, устанавливаются законом.
3. Функция судьи несовместима с функцией Президента Республики, члена Парламента, а также с какой-либо функцией в публичной администрации; закон определит иные виды деятельности, несовместимые с осуществлением функции судьи.
Конституционный суд
Конституционный суд является судебным органом защиты конституционности.
1. Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых сроком на десять лет.
2. Судей Конституционного суда назначает Президент Республики с согласия Сената.
3. Судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин с безупречной репутацией, который отвечает требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
Статья 85
1. Судья Конституционного суда приступает к осуществлению своих функций с момента принесения присяги Президенту Республики.
2. Присяга судьи Конституционного суда: «Клянусь своей честью и совестью, что буду защищать нерушимость естественных прав человека и прав гражданина, руководствоваться конституционными законами и принимать решения независимо и беспристрастно в соответствии со своими убеждениями».
3. Если судья откажется принести присягу или принесет присягу с оговоркой, он считается не назначенным.
1. Судья Конституционного суда не может быть подвергнут уголовному преследованию без согласия Сената. Если Сенат не даст согласия, уголовное преследование исключается навсегда.
2. Судья Конституционного суда может быть задержан, только если он был застигнут при совершении преступления или непосредственно после совершения преступления. Соответствующий орган обязан немедленно сообщить о задержании председателю Сената. Если председатель Сената в течение 24-х часов с момента задержания не даст согласие на передачу задержанного суду, орган, осуществивший задержание, обязан освободить задержанного. На ближайшем заседании Сенат принимает окончательное решение о допустимости уголовного преследования.
3. Судья Конституционного суда имеет право отказаться свидетельствовать о фактах, которые стали ему известны в связи с осуществлением его функций, в том числе и после прекращения своей деятельности в качестве судьи Конституционного суда.
1. Конституционный суд принимает решения:
а) об отмене законов или их отдельных положений, если они противоречат конституционному закону или международному договору, предусмотренному статьей 10;
b) об отмене иных правовых актов или их отдельных положений, если они противоречат конституционному закону, закону или международному договору, предусмотренному статьей 10;
с) по конституционной жалобе органов территориального самоуправления на незаконное вмешательство государства;
d) по конституционной жалобе на решение и иное действие органов публичной власти, нарушающее гарантированные Конституцией основные права и свободы;
е) по жалобам на решения об удостоверении избрания депутата или сенатора;
f) при возникновении сомнений относительно утраты пассивного избирательного права и несовместимости функций депутата или сенатора в соответствии со статьей 25;
g) по конституционному обвинению Сената, выдвинутому против Президента Республики в соответствии с абзацем 2 статьи 65;
h) по предложению Президента Республики об отмене постановления Палаты депутатов и Сената в соответствии со статьей 66;
i) о мерах, необходимых для реализации решения Международного суда, которое обязательно для Чешской Республики, если оно не может быть реализовано иным способом;
j) о соответствии решения о роспуске политической партии или иного решения, касающегося деятельности политической партии, конституционным или иным законам;
k) по спорам о компетенции государственных органов и органов территориального самоуправления, если законом разрешение данных споров не отнесено к компетенции иного органа.
2. Законом может быть установлено, что вместо Конституционного суда Высший административный суд принимает решения:
а) об отмене правовых актов или их отдельных положений, если они противоречат закону;
b) по спорам об объеме компетенции государственных органов и органов территориального самоуправления, если законом разрешение данных споров не отнесено к компетенции иного органа.
1. Законом устанавливается, кто и при каких условиях правомочен внести предложение о возбуждении производства, а также иные правила производства в Конституционном суде.
2. Судьи Конституционного суда при принятии решений должны руководствоваться только конституционными законами и международными договорами, предусмотренными статьей 10, а также законом, указанным в абзаце 1 статьи 88.
1. Решение Конституционного суда подлежит исполнению, если оно было обнародовано в порядке, установленном законом, если иное не установлено решением Конституционного суда.
2. Подлежащее исполнению решение Конституционного суда обязательно для всех органов и граждан.
Суды
Суды призваны прежде всего обеспечивать в порядке, установленном законом, защиту прав. Только суд решает вопрос о вине и наказании за уголовные преступления.
1. Систему судов образуют Верховный суд, Верховный административный суд, высшие, областные и районные суды. Законом могут быть установлены иные виды судов.
2. Полномочия и организация судов устанавливаются законом.
Верховный суд является высшим судебным органом по делам, отнесенным к компетенции судов, за исключением дел, которые разрешаются Конституционным судом или Верховным административным судом.
1. Судья назначается Президентом Республики без ограничения срока полномочий. Он приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения присяги.
2. Судьей может быть назначен гражданин с безупречной репутацией, который имеет высшее юридическое образование. Иные условия и процедура назначения устанавливаются законом.
1. Законом устанавливаются случаи, когда судьи принимают решение в составе сената и состав сената. В остальных случаях судьи принимают решение единолично.
2. Законом может быть установлено, по каким делам и в каком порядке в разрешении дел в судах наряду с судьями участвуют и другие граждане.
1. Судья при принятии решения связан законом; он вправе определять, соответствует ли закону иной правовой акт.
2. Если суд придет к выводу, что закон, который должен быть применен для решения конкретного дела, противоречит конституционному закону, он передает вопрос на рассмотрение Конституционного суда.
1. Все участники судебного процесса имеют равные права.
2. Разбирательство дел в суде устное и открытое; исключения из этого правила устанавливаются законом. Решение всегда провозглашается публично.
Глава пятая. Верховное контрольное управление
Статья 97
1. Верховное контрольное управление — независимый орган. Он осуществляет контроль за хозяйственным использованием государственного имущества и исполнением государственного бюджета.
2. Президент и вице-президент Верховного контрольного управления назначаются Президентом Республики по предложению Палаты депутатов.
3. Положение, полномочия, организационная структура Верховного контрольного управления и другие подробности устанавливаются законом.
Глава шестая. Чешский национальный банк
1. Чешский национальный банк является центральным банком государства. Главной целью его деятельности является забота об обеспечении стабильности валюты; вмешательство в его деятельность допускается только на основании закона.
2. Положение, полномочия Чешского национального банка и другие подробности устанавливаются законом.
Глава седьмая. Территориальное самоуправление
Чешская Республика делится на общины, которые являются основными территориальными самоуправляющимися единицами. Территориальными самоуправляющимися единицами более высокого уровня являются земли или области.
1. Территориальные самоуправляющиеся единицы являются территориальными объединениями граждан, которые имеют право на самоуправление. Законом устанавливаются условия, при которых они являются административными округами.
2. Община всегда является составной частью территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня.
3. Создание или ликвидация территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня осуществляется только конституционным законом.
1. Община самостоятельно управляется своим представительством.
2. Территориальная самоуправляющаяся единица более высокого уровня самостоятельно управляется своим представительством.
3. Территориальные самоуправляющиеся единицы являются публично-правовыми корпорациями, которые могут иметь собственное имущество и хозяйствовать на основе собственного бюджета.
4. Государство может вмешиваться в деятельность территориальных самоуправляющихся единиц, только если это необходимо в целях охраны закона и только в порядке, установленном законом.
1. Члены представительств избираются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.
2. Срок полномочий представительства составляет четыре года. Законом могут быть установлены условия, при наличии которых назначаются новые выборы представительства до истечения срока его полномочий.
Название территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня определяется решением ее представительства.
1. Компетенция представительства может быть определена только законом.
2. Представительство общины принимает решения по вопросам самоуправления, если законом на это не уполномочено представительство территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня.
3. Представительства в пределах своей компетенции могут принимать общеобязательные постановления.
Осуществление функций государственной администрации может быть поручено органам самоуправления только в случаях, установленных законом.
Глава восьмая. Переходные и заключительные положения
Статья 106
1. Со дня вступления в силу настоящей Конституции Чешский национальный совет действует как Палата депутатов, срок полномочий которой заканчивается 6 июня 1996 г.
2. До избрания Сената в соответствии с Конституцией функции Сената выполняет Временный Сенат. Временный Сенат создается в порядке, установленном конституционным законом. До вступления в силу указанного закона функции Сената выполняет Палата депутатов.
3. Палата депутатов не может быть распущена, пока она выполняет функции Сената в соответствии с абзацем 2.
4. До принятия законов о регламентах палат в каждой из палат применяется регламент Чешского национального совета.
1. Закон о выборах в Сенат установит, в каком порядке при первых выборах в Сенат будет определена треть сенаторов, срок полномочий которых составит два года, и треть сенаторов, срок полномочий которых составит четыре года.
2. Сессию Сената созывает Президент Республики, с тем чтобы ее открытие состоялось не позднее чем на тридцатый день после выборов; если Президент в указанный срок не созовет сессию Сената, Сенат соберется на тридцатый день после выборов.
Правительство Чешской Республики, назначенное после выборов 1992 года и осуществляющее свои функции на день вступления Конституции в силу, действует как Правительство, назначенное в соответствии с настоящей Конституцией.
До создания государственного представительства его функции осуществляет прокуратура Чешской Республики.
До 31 декабря 1993 года в систему судов входят также военные суды.
Судьи всех судов Чешской Республики, осуществляющие функции судей на день вступления в силу настоящей Конституции, действуют как судьи, назначенные в соответствии с Конституцией Чешской Республики.
1. Конституционную систему Чешской Республики составляют настоящая Конституция, Хартия основных прав и свобод, конституционные законы, принятые в соответствии с настоящей Конституцией, конституционные законы Национального собрания Чехословацкой Республики, Федерального собрания Чехословацкой Социалистической Республики и Чешского Национального Совета, регулирующие государственные границы Чешской Республики, и конституционные законы Чешского национального совета, принятые после 6 июня 1992 года.
2. Отменяется ныне действующая Конституция, конституционный закон о чехословацкой федерации, конституционные законы, которыми вносились изменения и дополнения в Конституцию и конституционный закон о чехословацкой федерации, а также конституционный закон Чешского национального совета и. 67/1990 Sb. о государственных символах Чешской Республики.
3. Иные конституционные законы, действующие на территории Чешской Республики на день вступления в силу настоящей Конституции, имеют силу закона.
Настоящая Конституция вступает в силу 1 января 1993 года.
Хартия основных прав и свобод Чехии (Чешской Республики) от 9 января 1991 г.
Глава первая. Общие положения (ст.ст. 1 — 4).
Глава вторая. Права человека и основные свободы (ст.ст. 5 — 23).
Раздел первый. Основные права и свободы человека (ст.ст. 5 — 16).
Раздел второй. Политические права (ст.ст. 17 — 23).
Глава третья. Права национальных и этнических меньшинств (ст.ст. 24 — 25).
Глава четвертая. Экономические, социальные и культурные права (ст.ст. 26 — 35).
Глава пятая. Право на судебную и иную правовую защиту (ст.ст. 36 — 40).
Глава шестая. Совместные положения (ст.ст. 41 — 44).
Федеральное собрание на основе проектов Чешского национального совета и Словацкого национального совета, признавая нерушимость естественных прав человека, прав гражданина и верховенство закона, будучи связанным общепризнанными ценностями человечества и демократическими и самоуправленческими традициями наших наций, памятуя горький опыт времен, когда права человека и основные свободы подавлялись на нашей родине, возлагая надежды на обеспечение этих прав совместными усилиями всех свободных наций, исходя из права чешской нации и словацкой нации на самоопределение, осознавая свою долю ответственности перед будущими поколениями за судьбы жизни на Земле и выражая волю к тому, чтобы Чехословацкая Федеративная Республика достойно вошла в число государств, которые уважают эти ценности, приняло настоящую Хартию основных прав и свобод.
Глава первая. Общие положения
Статья 1
Люди являются свободными и равными в достоинстве и правах. Основные права и свободы неотъемлемы, неотчуждаемы, не подлежат давности и не отменяемы.
1. Государство основано на демократических ценностях и не может быть связано ни исключительной идеологией, ни вероисповеданием.
2. Государственную власть можно осуществлять только в случаях и в пределах, установленных законом и в порядке, который определит закон.
3. Каждый может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает.
1. Основные права и свободы гарантируются всем независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, веры и религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному или этническому меньшинству, имущественного положения, рода или других обстоятельств.
2. Каждый имеет право свободно определять свою национальность. Запрещается оказывать какое-либо влияние на это решение и любое давление, направленное на лишение национальности.
3. Никто не может быть ущемлен в правах за осуществление основных прав и свобод.
1. Обязанности могут возлагаться только на основании закона, в его пределах и при условии соблюдения основных прав и свобод.
2. Пределы основных прав и свобод могут быть установлены только законами при соблюдении условий, установленных Хартией основных прав и свобод.
3. Законные ограничения основных прав и свобод должны действовать одинаково для всех случаев, которые отвечают установленным условиям.
4. При применении норм о пределах осуществления основных прав и свобод должны учитываться их сущность и смысл. Указанные ограничения могут осуществляться только в тех целях, для которых и установлены.
Глава вторая. Права человека и основные свободы
Раздел первый. Основные права и свободы человека
Статья 5
Каждый обладает правоспособностью.
Статья 6
1. Каждый имеет право на жизнь. Человеческая жизнь достойна охраны еще до рождения.
2. Никто не может быть лишен жизни.
3. Смертная казнь не допускается.
4. Согласно настоящей статье не является нарушением прав лишение жизни посредством деяния, которое в соответствии с законом не является уголовно наказуемым.
1. Неприкосновенность личности и ее частной жизни гарантируется. Ограничения допускаются только в случаях, установленных законом.
2. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему обращению либо наказанию.
Статья 8
1. Личная свобода гарантируется.
2. Никто не может быть подвергнут преследованию или лишен свободы, иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом. Никто не может быть лишен свободы только в связи с неспособностью выполнить договорное обязательство.
3. Обвиняемый или подозреваемый в совершении преступления может быть задержан только в случаях, установленных законом. Задержанный должен быть немедленно ознакомлен с основаниями задержания, выслушан и не позднее чем через 24 часа либо освобожден, либо доставлен в суд. Судья в течение 24 часов должен выслушать задержанного и вынести решение о заключении под стражу или освободить его.
4. Обвиняемый может быть арестован только по мотивированному письменному приказу судьи. Арестованный в течение 24 часов должен быть доставлен в суд. Судья в течение 24 часов должен выслушать арестованного и вынести решение о заключении под стражу или освободить его.
5. Никто не может быть заключен под стражу иначе как по основаниям и на срок, установленным законом и по решению суда.
6. Закон устанавливает, в каких случаях лицо может быть передано под медицинскую опеку в больницу либо содержаться в ней без его согласия. О применении таких мер в течение 24 часов должно быть сообщено суду, который в семидневный срок принимает решение по вопросу о помещении лица в больницу.
1. Никто не может быть привлечен к принудительным работам или принудительной службе.
2. Положение абзаца 1 не распространяется на:
а) работы, возлагаемые законом на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы или иное наказание, заменяющее лишение свободы;
b) военную службу или иную службу, установленную законом вместо обязательной военной службы;
с) службу, требуемую на основании закона в случаях стихийных бедствий, катастроф или иной опасности, которая угрожает жизни, здоровью или может нанести значительный ущерб материальным ценностям;
d) деятельность, установленную законом, в целях охраны жизни, здоровья или прав других лиц.
1. Каждый имеет право на уважение своего человеческого достоинства, личной чести, доброй репутации и на охрану имени.
2. Каждый имеет право на защиту от необоснованного вмешательства в частную и семейную жизнь.
3. Каждый имеет право на защиту от необоснованного сбора или обнародования данных о своей личности либо иного злоупотребления ими.
1. Каждый имеет право быть собственником. Право собственности всех собственников имеет одинаковое законное содержание и защиту. Наследование гарантируется.
2. Законом устанавливается, какое имущество, необходимое для обеспечения потребностей общества, развития национальной экономики и публичного интереса, может находиться только в собственности государства, общины, либо определенных юридических лиц; законом также может быть установлено, что определенное имущество может находиться только в собственности граждан или юридических лиц, имеющих место жительства или нахождения в Чехословацкой Федеративной Республике.
3. Собственность обязывает. Запрещается злоупотребление собственностью и ее использование вопреки всеобщим интересам, охраняемым законом, или наносящее ущерб правам других лиц. Осуществление права собственности не должно причинять вред здоровью людей, природе, окружающей среде сверх норм, установленных законом.
4. Лишение собственности или принудительное ограничение права собственности допускается в публичных интересах, на основании закона и за возмещение.
5. Налоги и сборы могут устанавливаться только на основании закона.
1. Жилище неприкосновенно. Не разрешается проникать в жилище без согласия того, кто в нем проживает.
2. Обыск жилища допускается только в целях уголовного производства по письменному мотивированному приказу судьи. Порядок производства обыска жилища устанавливается законом.
3. Иные исключения из принципа неприкосновенности жилища могут быть установлены законом, только когда это необходимо в демократическом обществе для защиты жизни или здоровья, прав и свобод других лиц или для предотвращения серьезной угрозы общественной безопасности и порядку. Если жилище используется и для предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, проникновение в него может быть разрешено законом и в случаях, когда это необходимо в целях осуществления задач публичного управления.
Никто не имеет права нарушать тайну переписки или тайну иных документов и записей, как сохраняемых в частной жизни, так и пересылаемых по почте либо передаваемых иным способом; исключения устанавливаются законом. Равным образом гарантируется тайна сведений, передаваемых по телефону, телеграфу или посредством иного подобного устройства.
Статья 14
1. Свобода передвижения и проживания гарантируется.
2. Каждый, кто законно находится на территории Чехословацкой Федеративной Республики, имеет право свободно покинуть эту территорию.
3. Указанные свободы могут быть ограничены законом, если это необходимо для безопасности государства, поддержания общественного порядка, охраны здоровья или защиты прав и свобод других лиц, а на ограниченных территориях — и в целях охраны природы.
4. Каждый гражданин имеет право свободного въезда на территорию Чехословацкой Федеративной Республики. Гражданин не может быть принужден покинуть свою родину.
5. Иностранец может быть выслан только в случаях, установленных законом.
Статья 15
1. Свобода мысли, совести, вероисповедания гарантируется. Каждый имеет право изменить свою религию или веру или не исповедовать никакую религию.
2. Свобода научного исследования и художественного творчества гарантируется.
3. Никто не может быть принужден к прохождению военной службы, если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Подробности устанавливаются законом.
Статья 16
1. Каждый имеет право свободно отправлять свою религию или веру индивидуально или совместно с другими лицами, частным образом или публично, путем осуществления богослужения, обучения, соблюдения религиозных ритуалов или обрядов.
2. Церкви и религиозные общины самостоятельно управляют своими делами, в частности, учреждают свои органы, определяют своих духовных лиц, основывают монастыри и другие церковные учреждения, независимые от государственных органов.
3. Законом определяются условия обучения религии в государственных школах.
4. Осуществление указанных прав может быть ограничено законом, если такие меры необходимы в демократическом обществе для охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и нравственности либо прав и свобод других лиц.
Раздел второй. Политические права
1. Свобода слова и право на информацию гарантируются.
2. Каждый имеет право выражать свои мнения устно, письменно, в печати, посредством изображения или иным способом, а также свободно собирать, воспринимать и распространять идеи и информацию независимо от границ государства.
3. Цензура не допускается.
4. Свобода слова и право собирать и распространять информацию могут быть ограничены законом, если такие меры необходимы в демократическом обществе для охраны прав и свобод других лиц, безопасности государства, общественной безопасности, здоровья и нравственности.
5. Государственные органы и органы территориального самоуправления обязаны соответствующим образом предоставлять информацию о своей деятельности. Условия и порядок предоставления информации устанавливаются законом.
1. Право петиций гарантируется; каждый имеет право индивидуально или совместно с другими лицами обращаться в государственные органы и органы территориального самоуправления с просьбами, предложениями и жалобами по вопросам, представляющим публичный или иной общий интерес.
2. Петиция не должна нарушать принцип независимости суда.
3. Петиция не должна призывать к нарушению основных прав и свобод, гарантированных Хартией.
Статья 19
1. Право мирно собираться гарантируется.
2. Указанное право может быть ограничено законом в случаях проведения собраний в публичных местах, если такие меры необходимы в демократическом обществе для охраны прав и свобод других лиц, общественного порядка, здоровья и нравственности, имущества или для обеспечения безопасности государства. Право собираться не может быть обусловлено разрешением органа публичной администрации.
1. Право свободно объединяться гарантируется. Каждый имеет право совместно с другими лицами объединяться в союзы, общества и иные объединения.
2. Граждане также имеют право создавать политические партии и политические движения и объединяться в них.
3. Осуществление указанных прав может быть ограничено только в установленных законом случаях, если это необходимо в демократическом обществе для обеспечения безопасности государства, охраны общественной безопасности и порядка, предупреждения преступлений или защиты прав и свобод других лиц.
4. Политические партии и политические движения, а также иные объединения отделены от государства.
1. Граждане имеют право участвовать в управлении публичными делами непосредственно или путем свободных выборов своих представителей.
2. Выборы должны проводиться в сроки, не превышающие установленных законом регулярных сроков полномочий.
3. Избирательное право является всеобщим и равным и осуществляется путем тайного голосования. Условия осуществления избирательного права устанавливаются законом.
4. Граждане на равных условиях имеют доступ к выборным и иным публичным функциям.
Законодательное регулирование всех политических прав и свобод и их толкование и использование должны создавать возможности для свободного соревнования политических сил в демократическом обществе и обеспечивать его защиту.
Статья 23
Граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто посягает на демократический порядок осуществления прав человека и основных свобод, установленный Хартией, если деятельность конституционных органов и действенное использование средств, предусмотренных законом, оказываются невозможными.
Глава третья. Права национальных и этнических меньшинств
Статья 24
Принадлежность к какому-либо национальному или этническому меньшинству не должна никому причинять ущерб.
1. Гражданам, образующим национальные или этнические меньшинства, гарантируется всестороннее развитие, в частности, право совместно с другими представителями меньшинства развивать собственную культуру, распространять и получать информацию на родном языке и объединяться в национальные объединения. Подробности устанавливаются законом.
2. Гражданам, принадлежащим к национальным или этническим меньшинствам, при условиях, установленных законом, гарантируется также:
а) право на образование на своем языке,
b) право пользоваться своим языком в официальных отношениях,
c) право участвовать в решении вопросов, касающихся национальных и этнических меньшинств.
Глава четвертая. Экономические, социальные и культурные права
Статья 26
1. Каждый имеет право на свободный выбор профессии и подготовку к ней, а также право заниматься предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью.
2. Законом могут быть установлены условия и ограничения осуществления определенных профессий или видов деятельности.
3. Каждый имеет право трудом добывать средства для обеспечения своих жизненных потребностей. Гражданам, которые не по своей вине не могут осуществлять это право, государство в соразмерном объеме предоставляет материальное обеспечение; условия устанавливаются законом.
4. Законом для иностранцев может быть установлено иное регулирование.
1. Каждый имеет право свободно объединяться с другими лицами для защиты своих экономических и социальных интересов.
2. Профсоюзные организации создаются независимо от государства. Недопустимо ограничивать количество профсоюзных организаций, а также создавать некоторым из них более благоприятные условия на предприятии или в отрасли.
3. Деятельность профсоюзных организаций и образование и деятельность иных объединений для защиты экономических и социальных интересов могут быть ограничены законом, если такие меры необходимы в демократическом обществе для охраны безопасности государства, общественного порядка или прав и свобод других лиц.
4. Право на забастовку гарантируется на условиях, установленных законом; это право не распространяется на судей, прокуроров, служащих вооруженных сил и вооруженных формирований безопасности.
Статья 28
Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение за труд и на удовлетворительные условия труда. Подробности устанавливаются законом.
1. Женщины, молодежь и лица с нарушениями здоровья имеют право на повышенную охрану здоровья в процессе труда и особые условия труда.
2. Молодежь и лица с нарушениями здоровья имеют право на особую защиту в трудовых отношениях и на помощь в овладении профессией.
3. Подробности устанавливаются законом.
1. Граждане имеют право на соразмерное материальное обеспечение в старости, при нетрудоспособности, а также в случае потери кормильца.
2. Каждый, кто материально нуждается, имеет право на помощь, необходимую для обеспечения основных условий существования.
3. Подробности устанавливаются законом.
Статья 31
Каждый имеет право на охрану здоровья. На основе общественного страхования граждане имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и на медицинское пособие на условиях, установленных законом.
1. Материнство, отцовство и семья находятся под охраной закона. Гарантируется особая защита детей и молодежи.
2. Женщине в период беременности гарантируется особая забота, защита в трудовых отношениях и соответствующие условия труда.
3. Дети, рожденные в браке, и внебрачные дети имеют равные права.
4. Забота о детях и их воспитание являются правом родителей; дети имеют право на родительское воспитание и заботу. Права родителей могут быть ограничены, а малолетние дети могут быть разлучены с родителями против воли последних только по решению суда и на основании закона.
5. Родители, которые заботятся о детях, имеют право на помощь государства.
6. Подробности устанавливаются законом.
Статья 33
1. Каждый имеет право на образование. Посещение школы обязательно в течение времени, установленного законом.
2. Граждане имеют право на бесплатное образование в основных и средних школах, а с учетом способностей гражданина и возможностей общества — и в высших учебных заведениях.
3. Создание негосударственных школ и обучение в них допускаются только на условиях, установленных законом; обучение в негосударственных школах может осуществляться за плату.
4. Закон устанавливает условия, при которых граждане в период учебы имеют право на помощь государства.
Статья 34
1. Права на результаты творческой умственной деятельности охраняются законом.
2. Право доступа к культурному богатству гарантируется на условиях, установленных законом.
Статья 35
1. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
2. Каждый имеет право на своевременную и полную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
3. При осуществлении своих прав никто не может создавать угрозу или наносить ущерб окружающей среде, природным ресурсам, разнообразию видов животного и растительного мира и памятникам культуры сверх норм, установленных законом.
Глава пятая. Право на судебную и иную правовую защиту
1. Каждый может в установленном порядке отстаивать свое право в независимом и беспристрастном суде, а в случаях, установленных законом, — в ином органе.
2. Каждый, кто утверждает, что его права были ущемлены решением органа публичной администрации, может обратиться в суд для проверки законности данного решения, если иное не установлено законом. Из компетенции суда не может быть исключена проверка решений, затрагивающих основные права и свободы, предусмотренные Хартией.
3. Каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного незаконным решением суда, иного государственного органа или органа публичной администрации либо неправильной официальной процедурой.
4. Условия и подробности устанавливаются законом.
1. Каждый имеет право отказаться от дачи показаний, если это создает для него или его близкого опасность уголовного преследования.
2. Каждый имеет право на правовую помощь при рассмотрении его дела в судах, иных государственных органах или органах публичной администрации с момента начала производства.
3. Все участники производства равны.
4. Каждый, кто заявит, что не владеет языком, на котором ведется производство, имеет право на помощь переводчика.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела надлежащим судьей. Подсудность устанавливается законом.
2. Каждый имеет право на публичное рассмотрение его дела без излишней волокиты и в его присутствии, с тем чтобы он мог высказаться по всем приведенным доказательствам. Публичность рассмотрения дел может быть исключена только в случаях, установленных законом.
Статья 39
Только законом устанавливается, какое деяние является преступлением и какое наказание либо иное ограничение в правах или имуществе может быть назначено за его совершение.
1. Только суд выносит решение о вине в совершении преступления и наказании.
2. Каждый, в отношении кого ведется уголовное производство, считается невиновным, пока его вина не установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.
3. Обвиняемый имеет право на предоставление ему времени и возможности для подготовки к защите и на защиту самостоятельно или с помощью защитника. Если обвиняемый, который в соответствии с законом должен иметь защитника, не изберет себе защитника самостоятельно, защитник ему назначается судом. В установленных законом случаях обвиняемый имеет право на бесплатную помощь защитника.
4. Обвиняемый имеет право отказаться от дачи показаний; он не может быть лишен этого права никаким способом.
5. Никто не может быть подвергнут уголовному преследованию в связи с деянием, за которое он уже был осужден вступившим в законную силу приговором суда или освобожден от уголовной ответственности. Этот принцип не исключает применения чрезвычайных правовых средств в соответствии с законом.
6. Наказуемость деяния определяется и наказание назначается в соответствии с законом, действовавшим во время совершения деяния. Закон, принятый позднее, применяется, если он более благоприятен для лица, совершившего деяние.
Глава шестая. Совместные положения
1. Осуществление прав, предусмотренных статьей 26, абзацем 4 статьи 27, статьями 28-31, абзацами 1 и 3 статьи 32, статьями 33 и 35 Хартии, допускается только в пределах, установленных законами, принятыми для реализации данных положений.
2. В Хартии под законом подразумевается закон Федерального собрания, если, согласно конституционному разделению законодательных полномочий, регулирование соответствующих отношений не осуществляется законами национальных советов.
1. В Хартии понятие «гражданин» используется в смысле гражданин Чехословацкой Федеративной Республики.
2. Иностранцы пользуются в Чехословацкой Федеративной Республике правами человека и основными свободами, гарантированными Хартией, если они прямо не признаны только за гражданами.
3. В ранее принятых правовых актах под понятием «гражданин» подразумевается «каждый человек», если речь идет об основных правах и свободах, которые Хартия признает независимо от гражданства.
Чехословацкая Федеративная Республика предоставляет убежище иностранцам, преследуемым за осуществление политических прав и свобод. В убежище может быть отказано тому, кто действовал вопреки основным правам и свободам человека.
Законом могут быть установлены ограничения: для судей и прокуроров — права заниматься предпринимательской и иной экономической деятельностью и права, предусмотренного в абзаце 2 статьи 20; для служащих органов государственной администрации и территориального самоуправления, занимающих должности, определенные законом, — кроме того, и права, предусмотренного в абзаце 4 статьи 27; для служащих формирований безопасности и военнослужащих вооруженных сил — кроме того, и прав, предусмотренных в статьях 18, 19 и абзацах 1-3 статьи 27, если их осуществление связано с несением службы. Для лиц, профессии которых непосредственно связаны с охраной жизни и здоровья, законом могут быть установлены ограничения права на забастовку.