Крупка (Krupka), Чехия
________________________
Cтатус: |
________________________________
Город |
NUTS 5 (населенный пункт): | CZ0426 567639 |
Край (NUTS 3): | Устецкий (CZ042) |
Район (NUTS 4): | Теплице (CZ0426) |
Населенный пункт с расширенной сферой деятельности: | Теплице |
Уполномоченный населенный пункт: | Крупка |
Историческая страна: | Чехия |
Кадастровая площадь: | 46,88 км² |
Количество населения: | 13260 (2005) |
Географическая широта: | 50° 41′ с.ш. |
Географическая долгота: | 13° 52′ в.д. |
Высота над уровнем моря: | 300 м. |
Почтовый индекс: | 417 42 |
Основные единицы жилой формы | 18 |
Части населенного пункта: | 9 |
Кадастровая территория: | 11 |
Адрес городского управления: | Городское управление Крупка, Марианская пл. 32, 417 42 |
Староста: | Инженер Милан Пухар |
Официальный сайт: | www.krupka-mesto.cz |
E-mail: | info@mukrupka.cz |
Крупка
Город Крупка расположен примерно в 5 км севернее Теплице у подножия Крушных гор. Находится в районе Теплице, Устецкого края.
Площадь кадастровой территории Крупки 4687 га со значительными различиями в высоте. Центр города (Богосудов) лежит на высоте 262 м над уровнем моря. Самой нижней частью является пруд Катержина, около Собехлебов, на высоте менее 200 м над уровнем моря. Самой высокой точкой считается вершина Комаржи вижка (когда-то Комариная горка) на высоте 807 м над уровнем моря, на которую проложена трасса кресельной канатной дороги.
Город известен, прежде всего, своим горнопромышленным прошлым. В течение столетий в Крупке добывали олово, серебро, вольфрам и плавиковый шпат. Горные склоны, заросшие буком и хвойными деревьями, скрывают многочисленные отвалы и шахты. Шахта «Старый Мартин», находящаяся около шоссе из Крупки на Комаржи вижку, доступна общественности.
Название города происходит от старочешского слова krupý — т.е. большой, обширный. Часто приводят неправильные сведения, что название происходит от крупиц олова, которое здесь издавна добывают.
Транспорт
Автомобильный транспорт
Крупка, расположенная между Усти над Лабем (около 10 км) и Теплице (около 5 км), имеет прекрасное сообщение с этими городами. Недалеко от Крупки находится автодорожный пограничный пункт на границе с Германией — Циновец и Петровице. Прямо в Фойтовице пограничный пункт для пешеходов и велосипедистов. Автобусный транспорт более ориентирован на ближайший город Теплице (несколько раз в час), чем на удаленный Усти над Лабем (несколько рейсов в день). Всего 12 автобусных маршрутов здесь осуществляют 2 перевозчика – Транспортное предприятие Теплице и Транспортное предприятие Устецкого края. Речь идет о маршрутах №№ 585123, 585128, 585129, 585136, 585137, 585138, 585139, 585142, 585147, 585148 DPT и 02, 03. До 2007 года у города был собственный маршрут городского общественного транспорта.
Железнодорожный транспорт
Город пересекает две железнодорожные линии. Главная – двухколейная электрическая дорога №130 Усти над Лабем – Хомутов, станция – Богосудов. Вторая — ж/д дорога – районный маршрут №132 Дечин – Олдржихов у Духова, остановки Унчин, Богосудов, Крупка-город и Крупка. К сожалению, эта линия уже закрыта, и в будущем планируется велосипедная дорожка.
Канатная дорога
Из района города Богосудов, всего в нескольких десятков метров от остановки ЧЖД Богосудов, лежит двухкресельная канатная дорога, которая ведет на Комаржи вижку. Канатная дорога была построена в 1950-1952 гг. и ее продолжительность была 2348 метров без промежуточных станций, и является самой длинной дорогой в центральной Европе. Подъем осуществляется на 482 м.
Памятники и интересные места
Базилика Девы Марии Семи печалей
Базилика – выдающееся паломническое место. Каждый год сюда приходят около 500 лужицких сербов, чтобы посетить мессу. Она расположена в центре города на площади Богосудова. Была построена в 1701-1706 гг. на месте более старого здания, о котором писали уже в 15 веке. В прошлом здесь бывало не менее 8 колоколов, сейчас их здесь только два – в северной башне колокол работы Матея Шпица, 1541 года, с надписью по-чешски, и колокол 1713 года работы Яна Балтазара Кроммеля. Немущая колокола конструкция сделана в 1923 году. В люкарне южной башни находятся два часовых колокольных цимбала.
Костел св. Духа
Костел с 1454 года стоит под костелом Успения Девы Марии, у автодороги на Горную Крупку. В 1538 году он сгорел, в 19 веке был перестроен в новоготическом стиле. У костела нет башни, она была разрушена в 18 веке. Рассказывают, что в конце 17 века горняки подарили костелу колокол, но местный приходской священник решил переместить его в Богосудов, где он будет лучше использован. Жителям Крупки это решение не нравилось, и священник решил перенести колокол по задней тропинке, ведущей за нынешней колокольней вниз к школе. Однако тайное стало явным, чем все закончилось, неизвестно, но тропинку до сих пор называют Колокольной (Glockensteig).
Костел успения Девы Марии с колокольней
Костел со второй половины 13 века, расположен в верхней части города около дороги на Горную Крупку напротив крепости Крупка. У костела нет башни, ее заменяет колокольня, о которой упоминается в первой половине 15 века. Нынешняя колокольня была построена после пожара первоначального здания в 1633 году.
Остальные памятники
- Крепость Крупка (Rosenburg). Была построена около 1320 года, пустует с 17 века. С крепостных стен открывается прекрасный вид на историческое ядро Крупки.
- Крепость Кишперк. Руины крепости в лесу над Унчином. Ее приказал построить Ян Люксембургский. Заброшена в 16 веке, однако во время Тридцатилетней войны и наполеоновских войн была захвачена войсками.
- Старый двор. Остатки средневековой водной крепости за бассейном в Богосудове.
- Штольня «Старый Мартин». Открытый рудник (с экскурсоводом) с экспозицией истории добычи олова в окрестностях Крупки. Находится у дороги от Крупки до Фойтовице (на Комаржи вижку).
- Евангельский костел. Небольшой костел под крепостью Крупка, около дороги на Горную Крупку. В башне находится неатрибутированный колокол.
- Костел св. Анны. Кладбищенский костел в Крупку (часть Либушин), который был построен в 1516 году и перестроен в 1618 г.
- Костел св. Прокопа. Руины костела около главного шоссе на Теплице. Костел исходит с конца 13 века, сгорел в 1939 году.
- Голгофа и крестный путь. Построены в 18 и 19 веках. Прекрасный вид на Богосудов с базиликой.
- Музей. Находится в городском доме №21 в самом историческом ядре Крупки. Первоначальный ренессансный дом был перестроен в 18 и 19 веках. В музее выставлена экспозиция развития добычи и обработки олова, а также геологии, палеонтологии, минералогии и истории пожарной команды Крупки.
- Часовня св. Флориана в Унчине. Часовня с башенкой стоит на деревенской площади под транзитной автотрассой. Башенка без колокола. Часовня св. Вольфганга на Комаржи Вижке. Монументальная часовня от 1360 года была перестроена в 1692-1700 годы. Во второй половине 20 века обветшала и утратила первоначальное оснащение. В 1999 году была отремонтирована. Стоит над селением около транзитной дороги под вершиной Комаржи вижки. Колокол с центральной луковицеобразной башни находится в колокольне Горной Крупки, расположенной поблизости.
- Колокольня в Горной Крупке. Около транзитного шоссе стоит на склоне неприметная полукаменная колокольня, вероятно, 1930 года. В ней находится ценный горняцкий колокол 1554 года, который первоначально был повешен в часовне св. Вольфганга на Комаржи вижке. Предполагалось, что он утрачен, но в следствии, был обнаружен местными жителями. Речь идет об известном колоколе от Томаша Яроша из Брно, до сих пор единственном в северной Чехии.
- Часовня в Собехлебах. Часовня с конца 18 века стоит на краю селения у дороги. На башне чугунный колокол.
- Утраченный костел в Габартице. Костел с 1783 года, на нем повешен колокол с тогда обветшавшей часовни Посещения Девы Марии на Марианской скале в Усти над Лабем (сегодня уже не существует). Колокол изготовил колокольных дел мастер Ян Балтазар Кроммель из Усти над Лабем в 1714 году.
История
Ранняя история
Появление олова и его несложная добыча с намывов привели на территорию Крупки первых поселенцев уже в бронзовую эру. Немцы постепенно заменили славян, в основном во время переселения народов.
Первые, хотя и косвенные упоминания о добыче олова в районе исходят с 965-966 годов с пера Ибрагима ибн Якуба, который был членом посольства халифа Кордовы аль-Хакима II, которое проезжало по территории Чехии к немецкому императору Отто I. Следующим упоминанием является сообщение 1241 года летописца Матоуша Парижского, который сожалеет, что английское олово утратит рынок сбыта в Германии и Чехии из-за открытия месторождения этого металла в Крупке.
В письменных источниках 1305 года о Крупке постоянно говорится как о месте, «где копают». Но не о городе. О Крупке как о городе впервые говорится в свидетельстве 1330 года, в котором Ян Люксембургский подарил Крупку роду Колдиц, верным союзникам чешских правителей. В то время уже стояли крепости Роземберк и Кишперк. Город Крупка, следовательно, должен был появиться между 1305 и 1330 годами. Кроме двух уже упомянутых крепостей в окрестностях Крупки находились еще две цитадели — Старый двор (Альтов), остатки которого сохранились доныне, и Шейнов, уничтоженный во время гуситских войн. Обе цитадели располагались на месте нынешнего Богосудова.
К этому же времени принадлежат первые упоминания об окрестных селениях, которые сейчас входят в состав Крупки. В 1325 году впервые упоминается о Собехлебах, в 1335 — об Унчине (деревня Ункова) и Маршове (деревня Марешова), запись 1376 года говорит о Шабартице на гребне Крушных гор, где уже стоял костел. Названия населенных пунктов свидетельствуют о славянском составе населения, которое, однако, с развитием добычи все более приобретало немецкий порядок, потому что приток новых рабочих сил был большей частью из Саксонии.
В конце 14 века крепость Кишперк принадлежала пражскому архиепископу Яну из Энштейна, который здесь в последующие годы скрывался от гнева короля Вацлава IV после смерти Яна Непомуцкого.
Период расцвета (15 и 16 века)
В начале 15 века, Крупки и окрестностей, как и большинство чешских городов, коснулись гуситские войны. Владелец Крупки Альбрехт из Колдиц и горожане были верными союзниками Зикмунда. До Крупки гуситы впервые добрались в 1426 году после успешной битвы при Усти над Лабем (битва на Бегани). Гуситы преследовали убегавших крестоносцев, и на месте нынешнего Богосудова, вероятно, убили из них 300 человек. Потомки погибших рыцарей построили на этом месте часовенку, вокруг которой примерно в 1500 году возникла деревня — сегодняшний Богосудов. В то самое время гуситы сожгли Светецкий монастырь. Выжившие монашки скрывались в лесу около Крупки. Последняя из них спрятала статуэтку Девы Марии в липе на месте, где сейчас стоит Богосудовская базилика. С этой статуэткой связано возникновение паломнической традиции в Богосудове. Первое паломничество было в 1610 году. В следующие годы гуситы еще дважды добирались до Крупки — в 1429 и в апреле 1433 гг., когда захватили крепость и город.
После гуситских войн город дождался небывалого расцвета. Первоначальную добычу руды намывкой сменила добыча в скале, сначала поверхностная, а с 15 века уже глубинная. Так горнякам удавалось добывать больше руды. Глубинная добыча была организована так: сначала пробивался узкий проход вдоль богатой жилы, который впоследствии расширялся. Это была изнурительная работа в твердой скале. Чтобы горная порода потрескалась, и ее было легче добывать, использовали огонь. Склоны над Крупкой покрыты остатками этих рудников. Новые методы вызвали увеличение выработки олова в 15 веке в три раза, а в 16 — в три с половиной. Горнодобывающая территория заходила до Циновца и Дуби. О размахе добычи свидетельствует и сохранившаяся копия устава горняков 1487 года. Когда в 1469 году король Иржи из Подебрад заключил с Саксонией договор о границе, большинство залежей олова осталось на чешской стороне.
8 января 1477 года Тема В. Из Колдиц выдал городу право варить пиво в городе и окрестных селениях. Далее было разрешено строительство пивоваренного завода, еженедельные рынки, торговля солью и городу были даны в аренду коммунальные весы.
Следующие важные права город получил годом позже, 13 января 1478 года. В этот день король Владислав Ягеллонский предоставил городу герб, печать, право запечатывать красным воском, ежегодный рынок, назначения бургомистра, совета, городских чиновников и право на таможенную свободу. Это были основные городские права, потому что Крупка оставалась подданным городом. Сам город в то время состоял из нынешнего исторического ядра, так называемой Гуситской улицы, и в нем было не более 1000 жителей в 97 домах, из которых 27 находилось уже за нижними воротами. В то же время впервые упоминается Фойтовице (1446), Врхослав (1463) и Могельнице (1477).
В то время горожане Крупки были ревностными католиками. Это проявилось и на строительстве костелов. В 1454 году был достроен госпиталь с костелом св. Духа. В следующие годы был построен монастырь с костелом. В 1479 году весь город сгорел. Костелы были построены снова, а в 1516 году к ним добавился кладбищенский костел св. Анны.
В 16 веке в город начало проникать лютеранство. Поэтому в 1587 году для противостояния им в богосудовский костел были назначены иезуиты из Хомутова. В 1587 году селение купило всё владение Крупки вместе с крепостью, и на некоторое время город стал свободным.
17 и 18 века
Приобретенная свобода продолжалась недолго. Уже в 1615 году король Матиаш Габсбург подарил Крупку Адаму из Штернберка. Таким образом, католический король дал отпор лютеранам Крупки. Жители Крупки защищались в суде, но успех был частичным. Спор длился невероятно долго — целых 99 лет, до 1715 года. Вероятно, поэтому крупские горожане встали на сторону неудачного сословного восстания. Дело в том, что чешские повстанцы предложили Крупке снова выкупить их имение. После поражения чешских сословий в битве на Белой горе (1620) имение снова вернулось в руки Адама из Штернберка.
Тридцатилетняя война несколько раз задела город. Шведы захватили крепость Крупка. Однако самый большой вред нанесли отступающие саксонцы (1631), которые подожгли в Крупке 60 домов. Неудивительно, что после окончания войны треть домов и рудники были опустевшими. Насильная рекатолизация также вынудила многих лютеранских специалистов покинуть город.
В Богосудове, принадлежавшем собехлебскому (ранее кишперкскому) имению, было лучше. В 1665 году на основании завещания, это имение получили иезуиты, которые новое владение использовали для финансирования гимназии (основана в 1679) и для строительства богосудовской базилики в 1701-1706 гг. Попробовали и предпринимательство. В 1684 году иезуиты основали первую в Чехии мануфактуру по производству сукна и шерстяных тканей. Неудачно, мануфактура обанкротилась в 1688 году.
Тем не менее, Богосудову жилось хорошо. В паломничестве участвовало много людей. Оценивается, что в 1720-1730 гг. приняло участие до 100 тыс. верующих. Место паломничества получило новое название Mariaschein (Сияние Марии). Чешское название Богосудов впервые появилось в 1848 году в Списке Королевства чешского от Франтишека Палацкого. Но это было большой ошибкой. Историк приписал первоначальное чешское название селению Новоседлице, которое теперь является предместьем Теплице. Название Богосудов, однако, так и осталось. Богосудов стал центром религиозной жизни с 1773 года, когда был отменен иезуитский орден, и вместе с ним закончилась и деятельность гимназии.
Еще большее бедствие, чем Тридцатилетняя война, постигло Крупку в 1680 году. Тогда в городе разразилась эпидемия чумы, занесенной из Праги. Умерла треть населения (в целом 327 людей)
В 1708 году имение Крупка перешло в руки Франциска Клари-Алдринген, который его купил.
Современная Крупка
В начале 19 века в окрестностях Крупки появились первые угольные разработки как предвестники нового времени. Крупка стала популярным объектом у многих туристов того времени, любовавшихся богосудовской базиликой и средневековыми улочками Крупки. 27 мая 1813 года Крупку посетил и Иоганн Вольфганг Гёте. И не только он, несколько раз Крупку посещал композитор Рихард Вагнер и в 1872 году писатель Ян Неруда. В 1812 году в Горной Крупке родился основатель современной офтальмологии д-р Фердинанд Артл, умерший в Вене в 1887 году.
29 и 30 августа 1813 года в расположенном поблизости Хлумеце произошла битва между наполеоновскими войсками и союзниками, состоявшими из австрийского, русского и прусского войска. Французы были поражены, и император Наполеон, который во время этого похода посетил горные Габартице, вынужден был отступить обратно в Саксонию. Крупки битва никак не коснулась, а Богосудов был взят в плен, что удивительно, союзными, т.е. своими войсками.
В 1853 году был возобновлен орден иезуитов, а вместе с ним и деятельность гимназии в Богосудове. За год до этого была достроена дорога на Комаржи вижку.
Крупка в то время как бы застыла в своем историческом периоде. Зато Богосудов переживал период бурного развития. Это было связано и с развитием железной дороги. В 1858 году была начала эксплуатация участка Теплице — Усти над Лабем (ныне дорога Усти над Лабем — Хомутов), а в 1871 году началось движение на Духовско-подмокельской дороге (сейчас Дечин — Олдржихов у Духова).
В Богосудове и Врхославе начала развиваться промышленность. С 1869 года в Богосудове работал самый старший цементный завод Чехии (закрыт в 1930 году). Появился кожевенный завод, а в 1921 году фарфоровый завод, который производит электрофарфор и в наши дни. Доныне работает мастерская по изготовлению болтов и шурупов в Врхославе, которая была основана в 1910 году.
Рудники олова, когда-то бывшие гордостью Крупки, наоборот, ограничили добычу. С 1863 года как дополнительный продукт начали добывать вольфрам. Горнодобывающая деятельность в Крупке закончилась в 1922 году.
С приходом нового времени, наступило время развития общественной жизни. В 1873 году, кроме иных, было создано общество пожарных, а в 1893 году начал работать плавательный бассейн.
В начале 20 века Крупка была преимущественно немецким городом. Начало Первой мировой войны 1914 года большинством населения было принято с восторгом. Зато возникновение Чехословакии спустя 4 года — уже без него. Ситуацию разрешила чехословацкая армия, которая заняла город и стабилизировала ситуацию.
С наступлением нацистов в соседней Германии ситуация в Крупке тоже обострилась. В 1934 году генлейновцы устроили демонстрацию против открытия чешской школы в Богосудове, несмотря на то, что в Крупке и Богосудове в то время жило около 1000 чехов. Когда 9 октября 1938 года Крупку занимал Вермахт, большинство жителей восторженно их встречала.
Во время оккупации большинство жителей проявляло лояльность нацистскому режиму. Но не все. Действовали здесь и немецкие антифашисты. Самой известной была Герта Линднер, которую нацисты казнили 9 марта 1943 года. В течение немецкой оккупации на время возобновилась добыча олова и вольфрама. В самом конце войны (24.04.1945) на богосудовской станции остановился состав с заключенными концентрационного лагеря Оссендорф. 313 заключенных умерли от тифа и воспаления легких. После войны они были погребены у развалин костела св. Прокопа, где находится и памятник этому событию. Следующий памятник находится у Фойтовице, где во время похода смерти было убито много заключенных.
После окончания II мировой войны немецкие жители были выселены в Германию. Так прекратились горняцкие Габартице и Могельнице. Фойтовице остались населенными, хотя и гораздо меньше, чем до войны. В 1947 году была обновлена богосудовская гимназия, но ненадолго. В 1950 году она стала лагерем для монахов. В 1952 году территорию получила чехословацкая армия, которую в 1968 году сменила советская армия. Она окончательно покинула город в 1991 году. Деятельность гимназии возобновилась 1 сентября 1993 года.
Городские районы
Нынешний город заимствовал название у старого горняцкого города, который теперь стал одним из районов. Город возник постепенным объединением нескольких поселений, ставших теперь городскими районами. Это Крупка, Врхослав, Богосудов, Маршов, Нове Модланы и Унчин. Непосредственно вне Крупки находятся Собехлебы (204 м над уровнем моря) и горное селение Горная Крупка, Фойтовице (по-немецки Voitsdorf) и сегодня уже исчезнувшие Габартице и Могельнице на гребне Крушных гор (все на высоте 750 м). Центр города (площади, учреждения, банки) находятся в Богосудове. Богосудовская базилика является выдающимся местом паломничества. Поселения были объединены в одно целое в 1961 году, Собехлебы присоединись к Крупке в 1980.
- Крупка (исторический центр);
- Врхослав;
- Богосудов (юго-юго-восточнее 899 м. от исторического центра, центр современного города);
- Унчин (восток-северо-восток 2270 м. от исторического центра);
- Нове Модланы;
- Маршов (восточнее 2920 м от исторического центра);
- Собехлебы (юго-восточнее 2230 м от исторического центра);
- Горная Крупка (северо-северо-западнее 4940 м от исторического центра).